Наверх
  28 окт 2019

С французским колоритом

Сегодня никого не удивишь поездками за рубеж, а уж тем более во Францию.    К этой стране у россиян, исторически так сложилось, особая любовь, особые чувства. Однако, когда о поездке рассказывает литератор, то перед нами возникает совершенно неожиданная, необычная страна.  Мы определенно уже можем говорить о Франции Людмилы Скатовой, поэта, публициста, журналиста, стране, увиденной внимательным взором   человека пишущего, знающего о стране то, о чем не всегда поведают экскурсоводы и  о чем не   прочитаешь в справочниках, энциклопедиях и   учебниках. Безусловно, такой рассказ заинтересует    многих.  Так и случилось на вечере с необычным названием «День открытых дверей по-французски», который подготовила и провела сама поэтесса, вернувшаяся не так давно из поездки во Францию.   Это была не первая  ее поездка в страну, но каждая оставила в ее душе свое ни на что не похожее впечатление.  В прошлом году мы, затаив дыхание, слушали в библиотеке ее рассказ о православной Франции.  Рассказ о поездке этого года отличался от предыдущего даже потому, что   на этот раз поэтесса посетила другие города. 

Вечер в библиотеке начался с инструментальных ритмов знаменитой песни Шарля Азнавура «Вечная любовь», прозвучавшей   в исполнении Татьяны Ямбердовой (скрипка). А потом зазвучало на французском языке великолепное осеннее стихотворение Поля Верлена, которое прочитала ведущая вечера Людмила Скатова.  Продолжением же послужил рассказ поэтессы о    чудесном Реймсе. Это был первый город, с которого и началось путешествие по стране.  В Реймсе короновались 25 французских королей, а по преданию здесь крестился под именем Георгий, призванный затем на княжение новгородцами, Рюрик.  В Реймсе есть следы пребывания римлян, а также здесь находятся жемчужины христианского зодчества – Богородичный Реймский собор и базилика святого Ремигия.  В базилике находятся мощи святого, которые хранитель храма, что бывает не всегда, открыл путешествующим, для того, чтобы они смогли к ним приложиться.

В Богородичном  же  соборе многое напоминает о героической Жанне д’Арк.  Ведь именно сюда она внесла королевскую орифламму, для того, чтобы открыть путь к трону Карлу VII, слабовольному и неблагодарному королю.

После недолгого пребывания в Реймсе путешественники прибыли в Париж.  Приезд в столицу совпал с   Днями культурного наследия, которые отмечаются по всей стране в субботу и воскресенье в середине сентября.  В эти дни во всех городах, в том числе и Париже, французы и гости могут бесплатно посетить   учреждения и достопримечательности, вход в которые в обычные дни платный или вообще они закрыты для посещения. Очереди здесь, конечно, длиннющие, что не удивительно.

Грустно   было в этот приезд в Париж смотреть на собор Нотр-Дам, забаррикадированный после пожара   в Страстную католическую неделю множественными ограждениями.  А все потому, что до сих пор в атмосферу еще выделяются вредные свинцовые испарения. И к месту в этот момент на  вечере  прозвучало в авторском  исполнении  стихотворение Л. Скатовой, посвященное собору и пожару в нем.

                ×××

Ты смотришь сквозь огонь,

В дыму, но не сгоришь.

Приму тебя в ладонь,

Мой ангельский Париж!

 Приму и не отдам,

Как Мастер бирюзу…

Горящий Notr Dame

С собою унесу.

 Пусть в кружеве дерев

Запутались лучи…

Святая Женевьев

От храма даст ключи.

 Непогрешимый стиль –

Обжечь огнем красу.

Стрелою павший шпиль

Воздвигну навесу.

 Прорвавшийся огонь

Жилых не тронул крыш.

Приму тебя в ладонь

Мой ангельский Париж!

  И сдую с Нотр-Дам

Остатки черноты.

Моим честным годам

Пристало это «ты».

«О, мой честной напев

Уже не сокрушишь!» -

Сказала Женевьев,

Вновь отстояв Париж.

                                                Л. Скатова

Поездка же в Фонтенбло, городок, находящийся в 59 километрах от Парижа, и посещение знаменитого дворца напомнило о встрече здесь Петра I с  Людовиком XV.

Но вот Париж позади, а впереди две провинции – Бретань и Нормандия, находящиеся на берегу Ла-Манша.  Западные территории встречали путешествующих мелким дождем и облачностью. Однако это не помешало им насмотреться на красоты курортных городков Динана и Динара, корсарского Сен-Мало, Перосс - Герреку с его гигантскими розовыми гранитами, насчитывающими 6 млн лет.  В Сен-Мало, откуда Жак Картье, отправившись в морское путешествие, открыл Канаду, экскурсанты обошли знаменитые бастионы гениального военного инженера де Вобана, увидев, насколько хорошо восстановлена старая часть порта, сильно пострадавшего от бомбардировок в годы Второй мировой войны.  О трагических событиях войны напомнили и пляжи Этрета, небольшого городка, где создавали свои шедевры Клод Моне, Коро, Поленов. Диссонансом среди великолепных видов природы выглядят здесь остатки Атлантического вала. Система укреплений от Нормандии протянулась на 5 тыс. км до Норвегии. Но это не спасло немецкие гарнизоны, они были атакованы 6 июня 1944 года силами антигитлеровской коалиции.  День высадки самого крупного в истории войн десанта до сих пор вспоминают и называют D-day.

Затем в маршруте путешествия был Руан. Но так как в Руане в эти дни произошёл крупный взрыв на химическом заводе, ехать туда было опасно, потому экскурсанты отправились в поместье Клода Моне Живерни. Художник создал здесь знаменитые картины «Скалы в Бель-Иль», «Скалы в Этрета», «Рушанский собор вечером».  Но Клод Моне работал в поместье не только кистью, он создал рукотворные великолепные сады, среди которых и подземный, в котором росли его любимые лилии.  К концу жизни он почти ослеп, но продолжал творить.  Во всем ему помогала Алиса Ошеде,   ставшая его  музой после смерти жены Камиллы.  

Посещение Живерни навеяло Л. Скатовой стихи, которые она прочитала на вечере, дополнив ими свой рассказ.

 Живерни. Клод Моне

Еще манят розы.

Еще лиловеют сады.

И, кажется, что для цветов

Смерти нет,

Что были и есть
          Что пребудут земные плоды…

Но я в Живерни,

Где писал и скончался Моне.

Да, я в Живерни.

После сонма полночных тревог,

Где, если не бой,

То звенит петушиное пенье

И алых настурций

Оставлен над окнами крок.

Ах, впрочем, повсюду лишь кроки,

Как знаки мгновенья.

Ты в них только дух,

Посему не идешь, а паришь

У сада, где виснет

Над тихою заводью мостик-

Ему ни к чему тот соседний

Оседлый Париж.

Кувшинок бы вдоволь сорвать

И приветствовать гостя.

И свет написать -

Запредельный, пронзающий мир,

Мир Сада и Дома,

Где горе сплеталось со счастьем…

Печальное имя Камилла.

В звучании лир –

Как прерванной пьесы душа,

Что распалась на части.

А вот и художник! -

На солнечной встал стороне.

Дорога средь алых настурций

Приводит к погосту.

О. рай Живерни!

Там писал и скончался Моне.

Не нужно подсветки,

Чтоб жить, как дитя, то есть просто.

                                                    Л. Скатова

На протяжении всего вечера звучали композиции М. Леграна и Ш. Азнавура в исполнении замечательной скрипачки Татьяны Ямбердовой.

 В памяти присутствующих эта встреча останется надолго благодаря великолепному рассказу о поездке организатора и ведущей вечера Л. Скатовой. Кстати, электронная презентация о путешествии была подготовлена ведущим методистом ЦГБ Е. Зиминой, техническое сопровождение осуществляли главный библиотекарь ЦГБ Г. Федорова и звукооператор С.  Мастыкин.  Им всем, и конечно, исполнительнице Татьяне Ямбердовой  ведущая вечера   выразила искреннюю благодарность.




Оценка качества услуг библиотеки

Оставьте Ваш отзыв о качестве работы МБУК «Великолукская центральная городская библиотека им. М.И. Семевского»