Наверх

16 Дек 1902 (115 лет)

Родился Герой Социалистического Труда, выдающийся государственный деятель, нарком танковой промышленности В.А.Малышев (1902-1957гг.).

Родился 16 мая 1902 года в городе Усть-Сысольск[комм 1] в семье Александра Николаевича Малышева и его жены Елены Константиновны Малышевой (в девичестве Поповой), и был четвёртым ребёнком в семье из шести детей. Отец — Александр Николаевич Малышев (ум. 1928), окончил Петербуржский учительский институт, после чего был направлен в город Яренск[комм ], где работал учителем. В 1892 году Александр Николаевич женился на Елене Константиновне Поповой, дочери мещанина и земского служащего К. Н. Попова. Вскоре после свадьбы Александр Николаевич получил должность преподавателя, а затем и учителя-инструктора в Усть-Сысольском городском училище, где работал вплоть до рождения Вячеслава. В 1904 году Александр Николаевич получил предложение о работе в училище в Великих Луках и с радостью принял его. По вероисповеданию Александр Николаевич был атеистом, а мать была православной В течении двух лет Вячеслав Малышев, работал секретарём в суде, а в 1920 году, после двух лет работы, поступил в Великолукское техническое железнодорожное училище. По состоянию на 1920 году, часть железнодорожников уже не пользовались униформой, а Вячеслав Малышев имел из формы лишь фуражку. В училище Малышев был избран председателем студенческого комитета, руководителем научно-технического кружка, который был им же организован. Вячеслав Малышев, был направлен на практику в депо «веерного» типа, которое находилось полуразваленном состоянии, однако в этом депо находились грузовые паровозы, типов — Э («Эшак»), Щ («Щука») и О («Основной»); а так же пассажирские паровозы типов — ВВ и СУ. Во время практики, Малышев начал размышлять о том как увеличить мощность паровозов. В 1924 году, в возрасте 22 лет окончил Великолукское техническое железнодорожное училище. В 1924—1926 годах работал помощником машиниста в железнодорожном депо Подмосковная Московско-Белорусско-Балтийской железной дороги. В 1926 году вступил в ВКП(б). В 1926—1927 служил в РККА: секретарь бюро ВКП(б) батальонной школы, политрук команды. С 1927 года — машинист депо Подмосковная, затем депо Люблино Московско-Курской железной дороги. Окончил МВТУ им. Баумана в 1934 году. В 1934—1939 годах — конструктор, заместитель начальника особого сектора конструкторского бюро, заместитель главного конструктора завода, заместитель начальника и начальник дизельного цеха, главный инженер, директор Коломенского завода им. В. В. Куйбышева. Делегат 18-го Съезда ВКП(б), выступил с программной речью о подготовке советской индустрии к возможной Второй мировой войне. 1939—1940 — народный комиссар тяжёлого машиностроения СССР.1940—1944 — заместитель председателя СНК СССР и председатель Совета по машиностроению при СНК СССР. Одновременно в 1940—1941 гг. народный комиссар среднего машиностроения СССР, а в 1941—1942 и 1943—1945 гг. народный комиссар танковой промышленности СССР.24 июня 1941 года выступил с докладом о насущных нуждах танковой промышленности на заседании Политбюро ЦК ВКП (б). В постановлении по докладу была поставлена задача создания производства танков в Поволжье и на Урале, увеличение выпуска танков КВ, Т-34, Т-50, артиллерийских тягачей и танковых дизелей. Образованный 11 сентября 1941 года Наркомат танковой промышленности во главе с В. А. Малышевым осуществлял во время войны руководство производством танков. За исключительные заслуги в организации работы танковой промышленности и выпуск первоклассной боевой техники в 1944 году В. А. Малышеву присвоено звание Героя Социалистического Труда.1945—1947 — народный комиссар (министр) транспортного машиностроения СССР.С 30 ноября 1945 года вошёл в состав инженерно-технического совета Специального комитета, руководил второй секцией — строительство завода 813 (современный Уральский электрохимический комбинат). Научно-инженерные разработки курировал сотрудник лаборатории № 2 И. К. Кикоин. Другим важным направлением работы было решение кадровых вопросов: по распоряжению Л. П. Берии М. Г. Первухин, В. А. Малышев, Б. Л. Ванников и А. П. Завенягин комплектовали научными и инженерными кадрами секции совета, подбирали экспертов для решения отдельных вопросов.1947—1953 — заместитель председателя Совета Министров СССР. Одновременно в 1948—1949 гг. председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство, в 1950—1952 гг министр судостроительной промышленности СССР. март—июнь 1953 — министр транспортного и тяжелого машиностроения СССР. 1953—1956 — заместитель председателя Совета Министров СССР, одновременно в 1953—1955 гг. министр среднего машиностроения СССР. С мая 1955 г. председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по новой технике, одновременно с декабря 1956 г. первый заместитель председателя экономической комиссии Совета Министров СССР по текущему планированию народного хозяйства — Министр СССР. В 1955 году возглавлял правительственную комиссию, которая занималась расследованием катастрофы линкора «Новороссийск». Воинское звание — Генерал-полковник инженерно-танковой службы (единственное присвоение), затем (с 1945 года) генерал-полковник инженерно-технической службы. Умер от лучевой болезни через четыре года после посещения в 1953 году полигона, на котором производились испытания первой советской термоядерной бомбы.Похоронен на Красной площади у Кремлёвской стены.

Оценка качества услуг библиотеки

Оставьте Ваш отзыв о качестве работы МБУК «Великолукская центральная городская библиотека им. М.И. Семевского»