Наверх

30 мар 1905 (115 лет)

Со дня рождения Алексея Адамовича Горегляда, советского государственного деятеля, Героя Социалистического Труда.

Горегляд Алексей Адамович родился 17 (30) марта 1905 г. в послелке при ж.д. станции Новосокольники Великолукского уезда Псковской губернии (ныне г. Новосокольники Новосокольнического района Псковской области). Русский. Сын рабочего-железнодорожника. Окончил Великолукский техникум путей сообщения в 1924 г. С 1924 работал помощником машиниста в Великолукском паровозном депо, с 1925 - слесарем, бригадиром, мастером завода имени Макса Гельца в Великих Луках. С ноября 1927 г. по сентябрь 1928 г. служил на срочной службе в Красной Армии. С сентября 1928 г. - инженер управления Московско-Белорусской железной дороги в Москве. Член ВКП(б) c 1930 г. С мая 1930 г. - член бюро Центрального Комитета профсоюза автотракторной, авиационной и автомобильной промышленности. С сентября 1934 г. - ответственный секретарь Центрального Комитета профсоюза автомобильной промышленности СССР. С апреля 1935 г. - ответственный контролёр Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б). В 1936 г. окончил вечернее отделение Московского Высшего технического училища имени Н. Э. Баумана. В сентябре 1938 г. выдвинут из партийного аппарата на руководящую работу в промышленности. В сентябре 1938 г. назначен начальником 8-го Главного управления Народного комиссариата оборонной промышленности СССР. Этот главк отвечал за работу танковой промышленности СССР. С сентября 1939 г. - заместитель народного комиссара среднего машиностроения СССР, отвечал за выпуск дизельных двигателей, в том числе и для танков. С началом Великой Отечественной войны руководил эвакуацией заводов наркомата из областей, находящихся под угрозой захвата врагом. С целью максимальной концентрации всех ресурсов производства танков в сентябре 1941 г. был создан Народный комиссариат танковой промышленности СССР, в котором Горегляд был назначен заместителем народного комиссара. Постановлением СНК СССР № 2064 от 12.09.1941 г. назначен заместителем наркома танковой промышленности. Освобожден от должности зам.начальника наркома среднего машиностроения. Одновременно с октября 1941 г. - представитель народного комиссара на Сталинградском тракторном заводе с правами директора завода. Возглавлял производство на заводе вплоть до прорыва врага к заводу. С сентября 1942 по февраль 1943 г. - уполномоченный Государственного комитета обороны СССР на Кировском танковом заводе в Челябинске. В 1943 г. отозван в Москву и назначен первым заместителем Народного комиссара танковой промышленности СССР, а также назначается начальником только что созданного Главного управления по ремонту танков (ГУРТ) в составе этого наркомата. Вместе с народным комиссаром танковой промышленности В. А. Малышевым Горегляд выполнил титаническую работу, обеспечив непрерывный рост выпуска танков и САУ при их непрерывной модернизации и освоения производства новейших видов вооружения. Под руководством Горегляда ГУРТ в 1943 - 1945 гг. произвёл ремонт свыше 200 тыс. танков. «За выдающиеся заслуги в деле организации производства самолётов, танков, моторов, вооружения и боеприпасов, а также за создание и освоение новых образцов боевой техники и обеспечение ими Красной Армии и Военно-морского флота в годы Великой Отечественной войны» в группе других руководителей оборонной промышленности Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1945 г. генерал-лейтенанту инженерно-танковой службы Горегляду Алексею Адамовичу присвоено звание Героя Социалистического Tруда с вручением ордена Ленина (№ 54675) и золотой медали «Серп и Молот» (№ 220). С 1945 г. - первый заместитель Народного комиссара транспортного машиностроения СССР. С 19 марта 1946 г. - Министр судостроительной промышленности СССР. Отвечал за создание мощного океанского Военно-морского флота СССР. Однако грандиозная программа строительства флота не была выполнена из-за громадного ущерба, нанесённого войной судостроительной промышленности СССР. По тем же причинам не удалось выполнить и сокращенную программу. Это отразилось на судьбе А.А. Горегляда: 10 января 1950 г. он был снят с поста министра и стал директором Ленинградского судостроительного завода имени А.А. Жданова. Впрочем, вскоре после смерти И. В. Сталина выдающийся руководитель промышленности вновь был возвращён на высокие государственные посты: с февраля 1954 г. - заместитель Министра морского и речного флота СССР, с сентября 1954 г. - заместитель Министра морского флота СССР, с мая 1955 г. - первый заместитель Председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и зарплаты, с мая 1959 г. - Председатель Государственного научно-экономического совета Совета Министров СССР. В 1963 - 1973 гг. - заместитель Председателя Госплана СССР. С августа 1973 г. - персональный пенсионер союзного значения. Депутат Верховного Совета СССР в 1966 - 1974 гг. Член Центральной ревизионной комиссии КПСС в 1966 - 1976 г. Жил в городе-герое Москве. Умер 30 марта 1986 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы (участок 10). Воинские звания: ген.-майор инженерно-танковой службы (Постановление СНК СССР № 124 от 21.01.1945), ген.-лейтенант ИТС (Постановление СНК № 804 от 19.04.1945). Награды: четыре Ордена Ленина (08.02.1942, 24.01.1944, 16.09.1945), Орден Октябрьской Революции, Орден Суворова II степени (19.04.1945), два Ордена Трудового Красного Знамени (20.01.1943), Орден Красной Звезды (05.06.1942), Орден Дружбы Народов, медали.

Оценка качества услуг библиотеки

Оставьте Ваш отзыв о качестве работы МБУК «Великолукская центральная городская библиотека им. М.И. Семевского»