Наверх

Великолукская земля в годы первой мировой войны

МБУК «ЦГБ им. М.И. Семевского»

Сектор краеведческой литературы

Отдел развития

 

 

 

 

 

 

 

Великолукская земля  в годы первой мировой войны

Дайджест

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Великие Луки

2013

Содержание

Предисловие…………………………………………………………………………………….3

Общие материалы………………………………………………………………………………4

Отдельные предприятия, учреждения, церковь, спортивное движение в годы

первой мировой войны……………………………………………..........................................13

Великолучане - участники сражений на фронтах первой мировой войны………………..18

12-й пехотный Великолукский полк на фронтах первой мировой войны…………………21

Список использованной литературы…………………………………………………………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предисловие

 

Первая мировая война  (28 июля 1914  -  11 ноября 1918) - один из самых широкомасштабных вооружённых конфликтов в истории человечества. В  ней участвовало 38 государств, на ее полях сражалось свыше 74 млн. человек. Это название утвердилось в историографии только после начала Второй мировой войны в 1939 году. В межвоенный период употреблялось название «Великая война» (англ. The Great War, фр. La Grande guerre), в Российской империи её также называли «Великой войной», «Большой войной», «Второй Отечественной», «Великой Отечественной», а также неформально (и до революции, и после) - «германской»; затем в СССР -  «империалистической войной». Непосредственным поводом к войне послужило Сараевское убийство 28 июня 1914 года австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда девятнадцатилетним сербским террористом, студентом из Боснии Гаврилой Принципом, который являлся одним из членов террористической организации «Млада Босна», боровшейся за объединение всех южнославянских народов в одно государство. В результате войны прекратили своё существование четыре империи: Российская, Австро-Венгерская, Османская и Германская (хотя возникшая вместо кайзеровской Германии Веймарская республика формально продолжала именоваться Германской империей). Страны-участницы потеряли более 10 млн человек убитыми солдат, около 12 млн убитыми мирных жителей, около 55 млн были ранены.     Первая мировая война изменила всю карту Европы.

История первой мировой войны исследована еще не в должной мере, здесь много «белых» пятен и неясностей.  Практически не освещена и история нашего края в годы этой  войны. Дайджест призван познакомить читателей с основными  публикация по этой теме, представленными в фондах ЦГБ им. М.И. Семевского, а также с некоторыми материалами удаленного доступа.

Пособие адресовано всем тем, кто интересуется краеведением, учителям, школьникам, студентам и др.

Публикации расположены по разделам: «Общие  материалы»,  «Предприятия, учреждения, спортивное движение, церковь  края  в годы первой мировой войны», «Великолучане - участники сражений на фронтах первой мировой войны», «12-й  пехотный полк  на фронтах первой мировой войны».  Внутри разделов материал группируется по алфавиту авторов и названий.

Некоторые публикации представлены полностью,  другие  -    в  выдержках или аннотациях.  

 

Общие материалы

 

  1. 1.      Великие Луки. 800 лет / сост. Н.П. Кораблев. – Л.: Лениздат, 1966. – С. 45-48.

«Внимание жандармских властей к великолукским железнодорожникам еще более усилилось в годы первой мировой войны в связи с возросшей транспортно-экономической ролью Великих Лук, расширением производства в мастерских, перешедших на военные заказы.

В августе 1915 года по заказу артиллерийского ведомства военного министерства великолукские мастерские стали изготовлять корпуса для фугасных гранат. При выполнении этого заказа мастерские связывались с Путиловским заводом, который стал для них поставщиком некоторых заготовок.

Военные заказы потребовали большого напряжения физических сил рабочих, чтобы предотвратить проявление недовольства, Управление дороги из огромных прибылей, получаемых от изготовления фугасных гранат, выделило некоторые средства на повышение зарплаты рабочим мастерских.

Одновременно был издан циркуляр об установлении в мастерских строгой военной дисциплины. За ее нарушение рабочие подвергались аресту до 30 дней или денежному штрафу до 100 рублей. Самовольное прекращение работ каралось арестом до трех месяцев или отправлением на фронт.

Между тем тяготы войны становились все более ощутимыми в Великих Луках, ставших прифронтовым городом. Возросшее до 16 тысяч население теперь еще в большей степени было связано с Главными железнодорожными мастерскими, которые перешли на выпуск подвижного состава. Здесь работало уже более тысячи человек.

По железнодорожному «треугольнику» Великие Луки- Новосокольники – Невель осуществлялись важные военные перевозки.

Через Луки шли грузы на фронт и с фронта по трем направлениям: с севера (Петроград-Гродно, с запада (Прибалтика) и с востока (Москва и Замосковье). Из Эстонии и Латвии сюда были эвакуированы учебные заведения, и число учащихся в городе возросло до 3 тысяч. Госпитали, больницы и даже некоторые частные дома были переполнены ранеными.

К концу  1916 года положение  в городе особенно  осложнилось. Правительство в лице министра путей сообщения А.Ф. Трепова требовало  «исключительного  напряжение сил железнодорожников от Москвы до Зилана», а в городах по этой линии, в том числе и в Великих Луках, начались продовольственные затруднения. Железная дорога еле справлялась с военными перевозками, продовольственные грузы почти не доставлялись. В городе начались волнения…

Временное правительство, учитывая огромное военное значение железнодорожной станции и мастерских в Великих Луках, взяло их под особое наблюдение. Его поверенным  здесь был эсер А. Огуз, которому поручалось добиться бесперебойного продвижения войск через эту станцию.

7 марта [1917 г.] вышло  указание Временного правительства об аресте рабочих, нарушивших дисциплину на транспорте, зачислении их в воинские части и переводе на казарменное положение. Оно касалось и железнодорожников Великих Лук. Это вызвало возмущение железнодорожников. Боясь их выступления, Временное правительство пошло на некоторые уступки. В мае железнодорожникам были   увеличены ставки на 60-100 процентов. В великолукских мастерских зарплата повысилась на 80 процентов, но к этому времени цены на продукты  настолько возросли, что такой прибавки то казалось явно недостаточно. Рабочие и служащие Великих Лук жили впроголодь. Чтобы удовлетворить потребность в продовольствии нужно было повысить зарплату железнодорожникам Великих Лук на 200-300 процентов…».

 

  1. 2.      Великие Луки : исторические очерки / сост. П.М. Давыденко. – Л.: Лениздат, 1976. – С.59-62.

Текст, аналогичный представленному выше, но с небольшим дополнением.

«К этому времени [период первой мировой войны] Великие Луки сильно изменили свой экономический профиль. От былого кожевенного производства осталось только два небольших «завода», каждый из которых представлял собой мастерскую средней величины. В Главных железнодорожный мастерских работало свыше 1000 человек».

 

  1. 3.      Иванова, П. Город в годы первой мировой войны / П. Иванова // Великолукская правда. – 1965. – 21 сент.  – (К 800-летию Великих Лук).

Статья научного сотрудника краеведческого музея, внештатного научного

сотрудника  филиала Госархива.

«Псковская губерния оказалась в годы войны прифронтовой. Заметная ноша войны пала на долю одного из уездных тогда городов Псковщины - Великих Лук и особенно на плечи рабочих железнодорожного узла. Роль нашего города в войне была прежде всего стратегической. От Великих Лук близко до Латвии, Эстонии, Литвы. Здесь сходились железнодорожные пути с севера и юга (Петроград –Гродно) с запада (Прибалтика) и с востока (Москва и Замосковье).

«Задолго до первой мировой войны был создан мощный железнодорожный треугольник Великие Луки – Новосокольники – Невель. Как поворотный круг в железнодорожном депо, этот треугольник позволял маневренно и оперативно выполнять воинские перевозки на решающих направлениях фронта, обращенного к Германии», - писал один из военных журналистов.

На протяжении всей войны через Великие Луки шли грузы на фронт и с фронта. Здесь скапливалось большое количество воинских частей, пленных, эвакуированныфх.

В нашем же городе размещались эвакуированные из Эстонии и Латвии некоторые учебные заведения (в результате чего в 1914-1915 учебном году общая численность учащихся в Великих Луках составляла около трех тысяч человек). Переполнены были госпитали, больницы и даже некоторые частные дома.

Но особой страницей в историю мировой войны входят Великолукские главные железнодорожные мастерские, ныне паровозо-вагоноремонтный ремонтный. К этим мастерским, обслуживающим тогда всю Москово-Виндаво-Рыбинскую железную дорогу, было приковано пристальное внимание. В первые же дни войны управлением дороги был прислан специальный циркуляр об установлении строгой военной дисциплины в мастерских. Во всех служебных помещениях был вывешен высочайший указ, в котором говорилось, что «за нарушение  или невыполнение  обязательного постановления виновные в том лица подвергаются распоряжением особого комитета в административном порядке аресту до 30 дней или денежному штрафу до 100 рублей». В ходе войны этот указ подкреплялся различными обязательными постановлениями и указаниями.

Для создания более «надежной» обстановки неугодных начальству рабочих отправляли на фронт, а с вновь поступающих брали подписку с гарантией неучастия в организациях, запрещенных законом от 2 декабря 1905 года.

В разгар войны, с 1915 года, мастерские были переключены на выполнение  военных заказов: в августе 1915 года по заказу  военного ведомства им было поручено изготовить 9 556 штук фугасных гранат. По согласованию с Главным артиллерийским управлением мастерские изготовляли, в основном, трехдюймовые фугасные гранаты по французскому образцу, о чем сохранился документ-контракт, заключенный 1 августа 1915 года между артиллерийским управлением армии и управлением Москово-Виндаво-Рыбинской железной дороги.

Трудящиеся, в том числе рабочие мастерских, проклинали ненужную им войну. Но все усиливающийся нажим  администрации заставлял рабочих выполнять заказы относительно быстро. К 29 августа 1915 года, т.е. менее чем за месячный срок, великолукские литейщики отлили 143 модели и детали для обточки снарядов, выполнили и другие работы. Тогда же центральный военно-промышленный комитет поручил великолукским мастеровым изготовить пробную партию (20-30 штук) фугасных гранат из старой осевой стали.

В период войны в России произошло две революции: февральская буржуазная и Великая октябрьская социалистическая… Известно, что Временно правительство выдвинуло лозунг о доведении войны до победного конца. В Великолукский железнодорожный узел легли новые, еще более высокие требования в продвижении войск, в переформировании санитарных составов, в повышении дисциплины и мер безопасности на транспорте. Разбитый железнодорожный транспорт требовал срочного ремонта. В 1917 году в мастерских было отремонтировано 80 паровозов и тендеров, 215 вагонов классных, 277 вагонов товарных; изготовлено отливов (чугунных, медных и других) общим весом 76 553 пуда  28 фунтов, произведено поковок (болтов, заклепок и т.д.) 22 396 пудов 12 фунтов. Интересно отметить, что наибольшая нагрузка ремонта падала на июль-август 1917 года, т.е. в период, когда Временно правительство организовывало наступление на фронтах, гнало под огонь войны все новые и новые жертвы.).

В мастерских в 1917 году числилось 1 088 рабочих (вместе с солдатами». Но и этого количества явно не хватало. К работе дополнительно  были привлечены  подростки, женщины и военнопленные. Режим содержания военнопленных был усилен. К лицам, совершившим побеги, применялись меры расправы в соответствии с телеграммой главного управления  генерального штаба армии. 7 марта 1917 года вышло указание Временного правительства об аресте рабочих, нарушивших дисциплину на транспорте. Зачастую рабочих и служащих зачисляли  в войсковые части, переводили на казарменное положение.

Суровые меры временного правительства вызвали бурю народного гнева… Митинги возникали мгновенно и повсюду: в цехах завода, на улицах и площадях города.

Органы Временного правительства вынуждены были пойти на некоторые уступки трудящимся, прежде всего – железнодорожникам. 3 мая 1917 года повсеместно по стране были увеличены ставки в пределах от 40 до ста рублей в месяц на работающего. Прибавка по Великолукским мастерским  составила 80 рублей, В Пскове – 90 рублей. Рабочие же требовали увеличить ставки в три раза.

Стремясь различными путями отвлечь рабочих от революции, от насущных экономических требований, в столовых узла были разрешены обеды в кредит, авансы денег в кассе (до 60% к зарплате), пущена в ход кружка пожертвований в фонд помощи сиротам, больным и учащимся. Был организован сбор  средств в фонд помощи детям для получения профессионального образования.

Органы Временного правительства пытались проводить пропагандистскую работу в массах..., призывали к повышению производительности труда. 13 июля 1917 г. вышло в свет постановление правления дороги о создании «ударных батальонов по ремонту паровозов и вагонов», а 4 августа того же года был издан специальный циркуляр с изложением требований увеличения выработки каждым работающим. К организованности и дисциплине призывали высокопоставленные чины армии. Например, рабочие мастерских и всего железнодорожного узла осенью 1917 г. получили слезную телеграмму главнокомандующего Западным фронтом генерала Валуева. Но и увещевания генералов не помогли, народ требовал  хлеба и прекращения войны.

К требованиям железнодорожников присоединились учащиеся, рабочие и служащие городских предприятий и учреждений.

Голод, скученность, недостаток топлива приводили к возникновению всевозможных болезней. В довершении ко всему в августе в августе по городу разнесся слух, что в Великие Луки прибудут новые воинские части. Генерал Корнилов, действительно, намеревался разместить здесь Дагестанский и Осетинский полки.

В такой сложной обстановке обострялась и политическая борьба между сторонниками большевиков и меньшевиков… Великолукские рабочие брались за оружие…».

 

  1. 4.      Орлов, В. В.  Маленький город в большой войне / В. В.  Орлов // Орлов, В. В. Путешествие в прошлое. Великие Луки / В.В. Орлов. –2-е изд. , доп. – Великие Луки, 2010. – С.182-185; Псковская правда. – 1994. – 20 авг.

Статья краеведа, учителя истории Великолукской средней школы №5.

«Как и по всей России, на­чало первой мировой войны великолучане встретили с большим патриотическим подъемом. На Вознесенской площади у памятника Алек­сандру II состоялась патрио­тическая манифестация. На сохранившейся старинной фотографии видна толпа на­рода, которая под трехцвет­ными знаменами коленоп­реклоненно слушает торже­ственный молебен во имя дарования победы над вра­гом. Ненависть к Германии была настолько велика, что горожане с немецкими фа­милиями всерьез опасались погромов. К этому усиленно призывало великолукское отделение черносотенного «Союза русского народа». К счастью, до погрома не дошло.

В городе открылись призывные пункты. Все улицы перед ними были запружены добровольцами и просто любопытны­ми. В районе Золотково и у Коломенского кладбища ново­бранцы учились рыть окопы, строить блиндажи и землянки. А на берегу Ловати возле синагоги конные стражники обучали молодых людей верховой езде.

Местные власти получили от вышестоящих инстанций целый ряд грозных инструкций и циркуляров для обязательного исполнения: представить сведения о политической благона­дежности населения, исключить из учреждения и выслать в отдаленные губернии неприятельских подданных и их семьи, воспретить вывоз за пределы губернии муки, зерна и скота, назначить в почтово-телеграфные отделения военных цензо­ров и т.д.

Вводился сухой закон. Были закрыты оба пивоваренных завода, запрещалась продажа водки и вина. Изменился внеш­ний облик Великих Лук. Современник пишет: «Тихий уезд­ный городок встрепенулся и заспешил. Он наполнился офицер­скими и солдатскими шинелями, чужим говором пришель­цев из других губерний. Население города увеличилось почти в два раза, в основном за счет беженцев из прибал­тийских губерний. Беженцы встречались доброжелатель­но, им охотно отдавали сво­бодные квартиры.

В Луках появились воен­ные американские грузови­ки на сплошных резиновых шинах, город был опутан проводами полевых телефо­нов и превратился в боль­шой тыловой «лазарет».

Городская Дума отдала под госпитали все лучшие и наиболее подходящие зда­ния: реальное            училище, женскую гимназию, жен­скую учительскую семина­рию, техническое и духов­ное училища, а занятия для учащихся были организова­ны в гостиницах, в город­ских и земских учреждениях. Раненых с вокзала, куда прибыва­ли санитарные поезда с фронта, возили вначале на извозчиках и подводах, но затем от вокзала до лазарета через весь город была проложена узкоколейная железная дорога. Ее небольшие вагончики, в которые запрягали двух лошадей, развозили ра­неных по лазаретам. Умерших от ран хоронили в братских мо­гилах на Коломенском кладбище. Сейчас эта часть кладбища не существует, занятая под тюрьму.

Важную стратегическую роль играл Великолукский желез­нодорожный узел. По железнодорожному треугольнику Вели­кие Луки – Новосокольники - Невель непрерывно осуществля­лись военные перевозки. На станции, где находился крупный гарнизон, постоянно скапливались эшелоны с живой силой и техникой, санитарные поезда, составы с военными грузами, партии военнопленных. Надо сказать, что на протяжении всей войны великолукские железнодорожники с крайним напря­жением сил, но справлялись с поставленными перед ними за­дачами. Крупнейшее предприятие Великих Лук - Главные же­лезнодорожные мастерские (ныне завод ЛРЗ), выполняло во­енные заказы. Помимо ремонта паровозов, вагонов, другого подвижного состава, мастерские с 1915 года начинают изго­товлять корпуса для фугасных гранат к 3-дюймовым орудиям. На производстве была установлена строжайшая дисциплина. За проступки рабочие подвергались аресту или штрафу до 100 рублей. Самовольное прекращение работы каралось отправ­кой на фронт. Для увеличения производительности труда пос­тановлением правления дороги создавались «ударные батальо­ны по ремонту паровозов и вагонов».

Городская Дума, Земство, Вознесенский и Сергиевский мо­настыри, Великолукское благотворительное общество высту­пили инициаторами сбора средств на помощь больным, ране­ным и увечным воинам, семьям военнослужащих, беженцам и т.п. На фронт отправлялись рождественские и пасхальные по­дарки, состоящие из провизии, табака, носильных вещей.

Особенно любопытно узнать, как реагировало на войну подрастающее поколение. Старейший великолучанин А.П. Лопырёв вспоминает: «Каждый реалист мечтал тогда попасть на фронт, на передовую, в бой, а каждая гимназистка хотела надеть белую косынку с красным крестом на лбу и ехать на фронт сестрой милосердия. Любой мальчишка знал тогда пра­вила военного строя, чем отличается русская винтовка капита­на Мосина от немецкой системы «Манлихер», как стреляет пулемет, как бросать ручную гранату и в чем наш «наган» ус­тупает немецкому пистолету «маузер».

Ребятишки занимались коллекционированием военной ат­рибутики, гимназистки гордо ходили по городу со специаль­ными благотворительными кружками, собирая добровольные пожертвования, а реалисты-старшеклассники переносили на носилках тяжелораненых. И, конечно же, находились смель­чаки, бежавшие на фронт. В областном архиве сохранился до­кумент о возвращении к родителям 14 подростков из Пскова, Великих Лук, Опочки, Острова и Холма, задержанных на пу­ти к местам боевых действий.

Негативное отношение к войне накапливалось постепенно в связи с военными неудачами, ухудшением условий жизни, нарастанием экономических и политических трудностей.

К 1916 году положение в Великих Луках стало особенно серьезным из-за перегрузки железных дорог, начались продо­вольственные затруднения. Госпитали, больницы и даже част­ные дома были переполнены ранеными, не хватало лекарств, бинтов. Стал ощущаться недостаток топлива. Большинство мужчин было мобилизовано, и для работы были вынуждены использовать солдат, женщин, подростков и военнопленных. Реквизиция в уезде для нужд армии лошадей, зерна, скота, сукна и пр. привела к тому, что резко сократился подвоз про­дуктов из деревни. Над городом навис призрак голода. Осенью 1916 года Городская Дума, впервые в истории России, ввела карточки на основные продукты питания. Началось массовое озлобление, падение культуры и нравственности. Все это спо­собствовало росту недовольства в обществе, волнений в городе.

В заключение необходимо отметить, что немало уроженцев Великих Лук и уезда сражались на фронтах первой мировой. Среди них командующий Балтийским флотом вице-адмирал Непенин, кавалер Ордена Святого Георгия полковник Нав­роцкий, поручик Тулубьев и многие другие, чьи имена, увы, навсегда остались неизвестными. На Юго-Западном фронте участвовал в боях 12-й пехотный Великолукский полк, до­стойно завершивший в этой войне свою славную, более чем 200-летнюю боевую биографию».

 

  1. 5.      Орлов, В. От патриотизма к недовольству : из истории первой мировой войны / В. Орлов // Великолукская правда. – 1994. – 20 июля.

Текст, практически идентичный   вышеуказанному, кроме начала и части, посвященной императрице Александре Федоровны.

«К данному периоду  относится и прибытие в Великие Луки царского санитарного поезда. Царица Александра Федоровна с дочерьми  инспектировала тыловые медицинские учреждения. На автомобиле, снятом со специальной платформы, прицепленной к поезду, августейшие проверяющие ознакомились с лазаретами и больницами города. Восторга у великолучан от посещения «матушки-государыни» не наблюдалось…».

 

 

Электронные ресурсы

 

  1. 1.      Великие Луки [Электронный ресурс] // Интернет-портал по истории и генеалогии. – Режим доступа : WWW.URL : http://family-history.ru/material/history/historygorod/historygorod_12.html

«В начале следующего столетия (и в годы первой мировой войны, и в годы иностранной интервенции) Великие Луки вновь становятся прифронтовым городом и несут все тяготы военного времени. Резко сократилось количество предприятий и кустарных мастерских: из 22 таких предприятий 11 бездействовало до 1925 года».

 

  1. 2.      История Великих Лук [Электронный ресурс]  // Материал из Википедии — свободной энциклопедии. – Режим доступа :  http://ru.enc.tfode.com/История_Великих_Лук

«В годы Первой мировой войны Великие Луки — тыловой город, здесь находились лазареты для раненых. В августе 1915 г. по заказу Артиллерийского ведомства Военного министерства великолукские мастерские стали изготовлять корпуса для фугасных гранат».

 

 

Отдельные предприятия, учреждения,  церковь, спортивное движение    в годы первой мировой войны

 

  1. 1.      Имени 50-летия СССР. ЛРЗ-75 / подготовил П.П. Казаков // Великолукская правда. – 1976. – 28 июля. – (Из истории Великолукских предприятий).

«В июле  1914 года разразилась первая мировая война.

В мастерских еще больше увеличились строгости. Рабочим было запрещено увольняться по собственному желанию. На них распространялись законы военнообязанных. Был издан циркуляр об установлении в мастерских строгой военной дисциплины. За ее нарушение   рабочие подвергались  аресту до 30 дней или денежному штрафу до 100 рублей. Самовольное прекращение работ каралось арестом до трех месяцев или отправлением на фронт. Начальство зорко следило за настроением рабочих. Недовольных увольняли. Но гроза приближалась…».

 

  1. 2.      Ипатов, В. Шла мировая война; Депо в Октябрьскую социалистическую революцию / В. Ипатов // Ипатов, В. Депо на Ловати / В. Ипатов. – Великие луки, 1995. – С.25-31.

«Война вызвала большие изменения в жизни и работе деповчан. Половина состава паровозных бригад, вместе с паровозными бригадами отправляется на другие участки Николаевской железной дороги.

Учитывая большую роль железнодорожного транспорта в успешном ведении войны, царское правительство для поднятия боевого духа каждому железнодорожнику, участвовавшему в военных грузоперевозках, выдает единовременное пособие в размере месячного жалования, а особо отличившихся награждает орденами и медалями.

О тревожном времени деповчанин М.И. Городков вспоминал:

«…Отец и братья ушли на фронт. Остался в семье старшим. Шел мне шестнадцатый год. Чтобы помогать матери кормить младших, пошел в паровозное депо и стал ремонтировать паровозы. В ремонтных цехах – холодина. Для обогрева рядом с паровозами жгем костры. На обед пяток картофелин, принесенных из дома и испеченных в угольках костра. Работал на ремонте водяных баков, за 5-7 рублей в месяц.

Вскоре, после начала войны, в дома соседей приходят вести одна горше другой. Все чаще слышится надрывный плач вдов, рыдания осиротевших детишек, потерявших кормильца. Нескончаемым потоком прибывают на железнодорожную станцию санитарные поезда с ранеными, город превращается в военный госпиталь. Почти все дома великолучан превращены в госпитальные палаты…»

По рассказу ветерана паровозного депо Л.А. Степаненко:

«…Слух о приезде царицы для посещения городских госпиталей мигом разнесся по городу. Собрались с однокашниками и ожидаем на перроне великую гостью. Поезд прибыл со стороны станции Воробецкая, двойной тягой. На паровозах полно жандармов. Как только поезд остановился, грянул торжественной мелодией «Славянки» оркестр. Из вагонов вышли солдаты с орудием. Затем придворная свита. Следом появилась голубоглазая царица Александра (в народе ее называли Алисой), невысокого роста, хрупкая, в темном костюме и светлой кофточке, волосы собраны тяжелым узлом на затылке. Царица приветствовала собравшихся помахиванием изящной ладони перед собой. За матерью появились царевны: Ольга, Татьяна и Анастасия. Царицу с дочерьми вмиг окружили придворные. Под рукоплескание встречающих вышел бородатый солдат, а следом за бородачем – юный наследник Алексей.

Пройдя по перрону несколько шагов царевич тронул за руку бородатого, и солдат взял его на руки.

Важные гости направились к поджидавшим экипажам, запряженными тройками породистых рысаков, с молодыми кучерами на козлах. Жандарм махнул рукой в свотлой перчатке кучеру головной кареты и напомнил:

-Потихоньку трогай, доброго пути!

Следом за царским экипажем двинулись городовые. За последней коляской с охраной мы бежим следом. В городе путь царской семьи был устлан коврами. Горожане говорили, что ковровая дорожка тянулась до местечка Максимово, в имение Кутузова, где и остановилась царская семья.

На следующий день царица с детьми, в окружении придворных, под охраной солдат молилась в утреннюю службу  в церкви Казанской Богоматери. Затем отправилась в городские госпитали, где собственноручно вручила каждому раненому  подарок: туго перевязанный красивой тесьмой пухлый пакет с отрезом материи и открытку с изображением ангела и утешительными словами на обороте:

« В вере и надежде счастие бытия».

Царица одарила каждого золотой монетой со словами:

«Раненому воину – за веру царя и Отечество»

Безруким поправляла постель, а золотую десятку клала, словно медаль, на грудь и ласково говорила:

- Терпи, дорогой, битва с российскими врагами – великий подвиг, терпение растит душу…

Такими же   торжественными стали и проводы царской семьи в столицу.

Когда царица вышла из кареты и направилась в вагон, ее плотным кольцом обступили с протянутыми руками престарелые, нищие и калеки.

Нервничал, поддергивая длинный ус станционный жандарм.

Царица дала знак человеку из придворных. И он принес из вагона сундучок с пожертвованиями великолукских купцов и подал царевне. Началась раздача золотых монет в протянутые ладони. Щедро наделенные крестились и тянулись целовать ручку благодетельницы. И она принимала уважение простого люда.

Наконец, шумнул гудок, качнулись вагоны, грянул «Славянку» оркестр.

За мостом через Лазавицу поезд прощально помигал провожающим рубиновыми огоньками хвостового вагона. Вскоре затих стук колес поезда, смолк и духовой оркестр…

В России резко возросло революционное движение, под влиянием которого участились и приняли более широкие размеры солдатские выступления. На фронте нередко целые полки отказывались выполнять приказы командиров. Тысячи солдат уходили с фронта в тыл, предпочитая наказание за дезертирство, гибели на войне, за чужие интересы. На многих участках началось братание наших солдат с немецкими…

На железнодорожном узле в начале февраля 1917 года образовалась профсоюзная группа. Острием ее деятельности была защита интересов железнодорожников…

В 1917 году в городе создались производственные затруднения. Молодой профсоюз железнодорожников на своем собрании выдвинул требования:

«Для семей железнодорожников  руководством Николаевской железной дороги и станции Великие Луки выделить 3 вагона и организовать поездку за зерном в хлебные края России. Для паровозных бригад, перед каждой поездкой  производить выдачу четырех фунтов зерна»…

Начальство депо зорко следило за настроением деповчан.  Недовольных увольняли, заменяли военнопленными…

Временное правительство, учитывая военное значе­ние узловой железнодорожной станции Великие Луки и паровозного депо, взяло их под особое наблюдение.

По весне 1917 года, сразу же после молебна, при массовом присутствии деповчан, начальник паровозного депо Б. Н. Шувалов зачитал указание Временного пра­вительства:

«Арест, зачисление в воинские действующие части на фронте и перевод на казарменное положение желез­нодорожников, нарушающих установленную производ­ственную дисциплину на Николаевской железной до­роге».

Представители Временного правительства и его Гла­ва разъезжали по стране, агитируя рабочих за порядок и спокойствие, слаженность в работе, четкую организа­цию военных грузоперевозок.

Побывали представители Временного правительства и на станциях Великолукского железнодорожного узла.

Ветеран, почетный деповчанин, в ту пору работав­ший котельщиком в паровозном депо Новосокольники, рассказывал о встрече с Главой Временного правитель­ства:

«Где-то, уже по теплу 1917 года, приходит в котель­ный цех обер-мастер и говорит:

- Собирайтесь на встречу Керенского, который бу­дет на станции проездом.

Стоим, ожидаем высокого гостя час -  другой.

Наконец, послышался паровозный гудок. Коротень­кий поезд из пяти вагонов остановился напротив вокзала. Сразу же вышли вооруженные солдаты, оттеснили собравшихся от поезда к дверям вокзала.

Вскоре появился Керенский. Он сразу заговорил.

Говорил Керенский гладко и очень хорошо. О мно­гом. О чем он толковал, подзабыл, вот лозунги помню:

 „Все, кому дорога Россия-матушка, обязаны грудью встать на ее защиту”, „Война с кайзеровской Германией до победного конца!”».

Михаил Абрамович Соловьев припоминал:

«Керенский в темно-зеленом, иностранного покроя френче, в галифе, в сапогах с высокими голенищами -  стоит па подножке вагона. Правая рука заложена за борт френча, а левая покоится сзади. Он без головного убора, с ершиком темнорусых волос. Худощав, с блед­ным лицом и блуждающими по сторонам глазами. На нас смотрел из-подлобья и без устали говорил-говорил о верности Временному правительству...».

Летом 1917 года командование мятежных полков генералов Корнилова и Краснова требовали у руковод­ства депо локомотивы и вагоны.

Красновцам и корниловцам силой оружия удалось получить паровозную тягу и вагоны. Но поезда с бело­гвардейцами отходили от Великих Лук на две-три участ­ковые станции, паровоз под видом порчи, отцеплялся от состава и возвращался в паровозное депо. А поезд с белогвардейцами оставался в поле без фуража, без за­пасов питания для солдат, без связи с командованием Временного правительства…».

 

  1. 3.      Белюков, Д.А. Деятельность Великолукского военно-спортивного комитета в годы первой мировой войны / Д. А. Белюков // Традиции – Инновации – Развитие. – Великие Луки, 2010. – Вып.6. – С. 74-81.

 

  1. 4.      Белюков, Д.А. Усиление военно-спортивной подготовки населения губернии в годы Первой мировой войны (1914-1917 гг.) / Д.А. Белюков //  Белюков, Д.А. История физической культуры и спорта Псковской губернии в конце XIX - начале XX вв. / Д.А. Белюков. – Великие Луки, 2011. – С.205-259.

«Потешные» отряды и скаутское движение в учебных заведениях. Военно-спортивная подготовка допризывников. Военно-спортивные комитеты.

 

  1. 5.      Николай Скоропостижный, священник. Почтительнейший рапорт // Великолукская земля. – Псков, 2004. – Вып.2. – Псков, 2004. – С.35-36.

Прошение в Псковскую духовную консисторию от настоятеля церкви погоста  Горожан Великолукского уезда об увековечении памяти воинов, погибших в войну с Германией и Австро-Венгрией в 1914 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Великолучане - участники сражений на фронтах первой мировой войны

 

 

Великие  Луки. [Солдаты Первой Мировой войны : фото на обложке] // Альбом "Студийные фотографии" [Электронный ресурс]. – Режим доступа : WWW.URL : http://lukigrad.ru/index.php/album2res12.

 

Командующий Балтийским флотом вице-адмирал Непенин

 

  1. 1.      «Вот здесь, на этом перекрестке…» // Перспектива. – 2013. – авг. (№45). – С. 13. – (Прогулки с перспективой).

Адмирал Непенин и Великие Луки. Адмирал Непенин в годы первой мировой войны.

  1. 2.      Дудоров, Б.П. Адмирал Непенин / Б.П. Дудоров. – Санкт-Петербург: Облик; Вита,  1993. – 276 с.

«21 октября 1871 г. в семье помещика Псковской губернии Ивана Александровича Непенина родился сын, названный в честь прадеда Андрианом».

 «…старший из его сыновей – Иван - был вынужден по окончании корпуса оставить военную карьеру и принять на себя все заботы о матери, сестре и младшем брате..»

«По некоторым данным видно, что одно время он, даже, владел тремя имениями и имел дом в городе Великие Луки, в котором семья жила зимой для школьного образования детей».

А.И. Непенин в годы первой мировой войны – см. на с. 149-185.

 

  1. 3.      Сизов, А. Вице-адмирал А.И. Непенин / А. Сизов // Старая крепость. – 1996. –  26  окт. – С.2.  - (Наши знаменитые земляки).

«На протяжении трех столетий дворянский род Непениных, верой и правдой из поколения в поколение служивший Российскому государству, неразрывно  был связан с Великолукским краем… Но особую известность этому дворянскому роду принес отважный флотоводец А.И. Непенин, родившийся 21 октября (по новому стилю-2 ноября)1871 года в нашем городе».

 

 

  1. 4.      Сизов, А. Жизнь и смерть адмирала Непенина / А. Сизов // Псковская правда. – 1996. – 17 дек.

«Родился А.И. Непенин в Великих Луках 21 октября (2 ноября по новому стилю) 1871 года».

«Благодаря неустанной деятельности А.И. Непенина и его подчиненных по усовершенствованию технических средств связи на флоте в канун первой мировой  войны, Балтийский флот, значительно уступавший по своей мощи германскому, в течение всей войны 1914-1917 гг. уверенно держал в своих руках стратегическую инициативу…»

 

  1. 5.      Сизов, А. На службе Отечеству / А. Сизов // Великолукская правда. – 1996. – 31 окт.

 

  1. 6.      Черкашин, Н. Адмирал Непенин / Н. Черкашин // Черкашин, Н. Адмиралы

 мятежных фронтов / Н.Черкашин. – М.: КУМ-ПРЕСС, 2003. – С.5-150 : ил.

 

  1. 7.      Фотуньянц, В. Флотоводец / В. Фотуньянц; вступ. А. Сизова // Великолукская  правда. – 1991. – 27, 28 сент., 10 окт.

«Дом Непениных стоял на углу  Георгиевской и Круглой улиц... В этом доме у Ивана Александровича Непенина и его жены Елизаветы Ивановны 21 октября 1871 года родился сын, которого в честь прадеда нарекли Андрианом…».

«Летом 1914 года, перед самой войной, А.И. Непенин был назначен начальником обороны Приморского фронта морской крепости императора Петра Великого, которая являлась главным звеном в созданной системе обороны Финского залива…».

«Для того, чтобы управлять боевой деятельностью такого сложного организма, каким стал обновленный флот, Была нужна надежная и скрытая связь. И она была обеспечена отлично подготовленными  подчиненными А.И. Непенина, произведенного осенью 1914 года  «за отличие по службе» в контр-адмиралы…».

«Именно благодаря напряженной работе личного состава службы связи стали возможными блестяще проведённые русскими кораблями в конце 1914 – го и в 1915 году минно-заградительные операции у берегов Германии, врезультате которых немецкий флот потерял несколько десятков боевых кораблей и транспорта…».

«7 сентября 1916 года, неожиданно для всех, 44-летний начальник службы связи был назначен командующим флотом Балтийского моря и произведен в вице-адмиралы. Едва вступив в командование, А.И. Непенин принял ряд энергичных и решительных мер для активизации  деятельности флота, однако кампания 1916 года подходила к концу, и с наступлением зимы боевые действия на театре временно прекратились. А на пороге уже стоял новый, 1917 год…».

 

Список великолучан, участвовавших в сражениях первой мировой войны (фамилии участников  предоставлены С. Г. Петровым, кандидатом исторических наук, доцентом  и В.В. Орловым, учителем истории)

 

  1. Бельский, полковник, затем священник-эмигрант
  2. Навроцкий, полковник
  3. Удверг, капитан (репрессирован)
  4.  Тулубьев, поручик
  5. А.В. Путятин, сын начальника корпуса жандармов в Великих Луках В.А. Путятина. Погиб в 1914 г. на фронте
  6. С.В. Путятина, дочь  начальника корпуса жандармов в Великих Луках В.А. Путятина. В годы первой мировой войны работала сестрой милосердия в санитарных поездах и  др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12-й пехотный Великолукский полк на фронтах первой мировой войны

 

  1. 1.      Буйко, И. В.  Неизвестные солдаты неизвестной войны от Юрево до Козенице. 1914 г.; От реки Сан до реки Иквы. 1915 г.; Сопановский прорыв;  Тарнопольская катастрофа / Ю. В.  Буйко // Буйко, И. В. Великолукцы на службе империи / И. В. Буйко. – Великие Луки, 2012. – С.197-262.

Великолукский полк   участвовал в сражениях первой мировой войны, в том числе, и знаменитом Луцком («брусиловском») прорыве 1916 г.,  и под Volka Torziszka потерял половину своей численности. Он был одним из последних полков развалившегося фронта, перешедших на сторону большевиков.

 

  1. 2.      Буйко, И.В. Неизвестные солдаты на «забытой войне» / И. В. Буйко // Материалы исторических чтений Великолукского краеведческого общества.  – Великие Луки, 1995. – С.86-94.

Краткий вариант  главы из  книги «Великолукцы на службе империи».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Великие Луки. 800 лет / сост. Н.П. Кораблев. – Л.: Лениздат, 1966.   – С.45-48.
  2. Великие Луки : исторические очерки / сост. П.М. Давыденко. – Л.: Лениздат, 1976. – С.59-62.
  3. Иванова, П. Город в годы первой мировой войны / П. Иванова // Великолукская правда. – 1965. – 21 сент.  – (К 800-летию Великих Лук).
  4. Орлов, В. В.  Маленький город в большой войне / В. В.  Орлов // Орлов, В. В. Путешествие в прошлое. Великие Луки / В.В. Орлов. –2-е изд. , доп. – Великие Луки, 2010. – С.182-185; Псковская правда. – 1994. – 20 авг.
  5. Орлов, В. От патриотизма к недовольству : из истории первой мировой войны / В. Орлов // Великолукская правда. – 1994. – 20 июля.
  6. Имени 50-летия СССР. ЛРЗ-75 / подготовил П.П. Казаков // Великолукская правда. – 1976. – 28 июля. – (Из истории Великолукских предприятий).
  7. Ипатов, В. Шла мировая война; Депо в Октябрьскую социалистическую революцию / В. Ипатов // Ипатов, В. Депо на Ловати / В. Ипатов. – Великие Луки, 1995. – С.25-31.
  8. Белюков, Д.А. Деятельность Великолукского военно-спортивного комитета в годы первой мировой войны / Д. А. Белюков // Традиции – Инновации – Развитие. – Великие Луки, 2010. – Вып.6. – С. 74-81.
  9. Белюков, Д.А. Усиление военно-спортивной подготовки населения губернии в годы Первой мировой войны (1914-1917 гг.) / Д.А. Белюков //  Белюков, Д.А. История физической культуры и спорта Псковской губернии в конце XIX - начале XX вв. / Д.А. Белюков. – Великие Луки, 2011. – С.205-259.

10.  Николай Скоропостижный, священник. Почтительнейший рапорт // Великолукская земля. – Псков, 2004. – Вып.2. – Псков, 2004. – С.35-36.

11.  Вот здесь, на этом перекрестке…» // Перспектива. – 2013. – авг. (№45). – С. 13. – (Прогулки с перспективой).

12.  Дудоров, Б.П. Адмирал Непенин / Б.П. Дудоров. – Санкт-Петербург: Облик; Вита,  1993. – 276 с.

13.  Сизов, А. Вице-адмирал А.И. Непенин / А. Сизов // Старая крепость. – 1996. – 26  окт. – С.2.  - (Наши знаменитые земляки).

14.  Сизов, А. Жизнь и смерть адмирала Непенина / А. Сизов // Псковская правда. – 1996. – 17 дек.

15.  Сизов, А. На службе Отечеству / А. Сизов // Великолукская правда. – 1996. – 31 окт.

16.  Черкашин, Н. Адмирал Непенин / Н. Черкашин // Черкашин, Н. Адмиралы мятежных фронтов / Н.Черкашин. – М.: КУМ-ПРЕСС, 2003. – С.5-150 : ил.

17.  Фотуньянц, В. Флотоводец / В. Фотуньянц; вступ. А. Сизова // Великолукская правда. – 1991. – 27, 28 сент., 10 окт.

18.  Буйко, И. В.  Неизвестные солдаты неизвестной войны от Юрево до Козенице. 1914.

От реки Сан до реки Иквы. 1915 г.; Сопановский прорыв; Тарнопольская катастрофа

/ Ю. В.  Буйко // Буйко, И. В. Великолукцы на службе  империи / И. В. Буйко. – Великие Луки, 2012. – С.197-262.

19.  Буйко, И.В. Неизвестные солдаты на «забытой войне» / И. В. Буйко //

      Материалы исторических чтений Великолукского краеведческого общества.  –  

      Великие Луки, 1995. – С.86-94.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составители : заместитель директора МБУК «ЦГБ им. М.И. Семевского» по библиотечной работе В.С. Карпицкая; заведующая сектором краеведения Е.Г. Романова

 

 

 

 

 

 

 



Оценка качества услуг библиотеки

Оставьте Ваш отзыв о качестве работы МБУК «Великолукская центральная городская библиотека им. М.И. Семевского»