Наверх

Словеснику - 2017

МБУК «ЦГБ ИМ. М.И. СЕМЕВСКОГО» 

Рекомендательный указатель литературы 

Великие Луки

2017

 СОДЕРЖАНИЕ

  1. Вступление………………………………………………………….3
  2. Краткий обзор литературных премий России 2016, 2017 гг……..4
  3. « Значимое» в литературно-художественных журналах...............22
    • Звезда……………………………………………………........22
    • Москва………………………………………………………..34
    • Наш современник…………………………………………....36
    • Новый мир…………………………………………………...42 

 

 Вступление

В последнее время в России появляются все новые и новые литературные премии. Помимо известных государственных премий учреждаются негосударственные, муниципальные, премии местных администраций, общественных фондов, союзов писателей, литературно-художественных журналов, клубов любителей литературы, литературных фестивалей, книжных ярмарок, частных лиц (список можно продолжить). Литературные премии разнообразны и разнонаправлены как в организационном, так и в идеологическом плане. Складывается институт литературных премий, отличающихся (во всяком случае, декларативно) коллегиальностью в отборе лауреатов, демократичностью, доступностью быть выдвинутым любому талантливому писателю, поощряющей молодые таланты.  Указатель «Словеснику» включает рассказ о некоторых  литературных премиях России 2016, 2017 гг.

Открытие новых имен в литературе и продвижение произведений через публикацию на страницах «толстых» журналов способствуют широкому знакомству их с читателем. Данный рекомендательный указатель литературы включает обзор прозаических публикаций в литературно-   художественных журналах «Звезда», «Москва», «Наш современник», «Новый мир», поступивших в читальный зал ЦГБ им. М.И. Семевского  в первом полугодии 2017 года.

Библиографический указатель предназначен преподавателям литературы, студентам, обучающимся старших классов. 

Познакомиться с указателем можно на сайте библиотеки, а также на специальном стенде на абонементе.

 От составителей

 1.Краткий обзор литературных премий России

Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства

Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства, начиная с 1992, присуждается ежегодною.   Должность председателя комиссии традиционно занимают руководители Администрации Президента. Кандидатуры на соискание премии выдвигаются редакциями газет и журналов, издательствами и общественными организациями. Среди лауреатов -  В.С. Маканин, В.Н. Войнович, А.Г.Волос, К.Я. Ваншенкин, Д. А.Гранин, В.И. Белов, К.Х. Ибрагимов, Г.М. Кружков.

В 2017 году писатель Даниил Гранин получил из рук Президента Государственную премию «за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности».

  Премия «Национальный бестселлер»

 Лауреатом 17-го сезона стала Анна Козлова с романом «F 20».

 

 

Анна Козлова родилась в 1981 году, в Москве. Автор шести книг и многочисленных кино- и телесценариев. Роман «Люди с чистой совестью» вышел в финал премии «Национальный бестселлер», сериал «Краткий курс счастливой жизни» (1 канал) удостоился премии ТЭФИ.

 

 Козлова, А. F20: Кинороман / А. Козлова. – М.: Рипол Классик, 2016. – 240 с.

 Роман Анны Козловой с небывалой для современной литературы остротой и иронией ставит вопрос о том, как людям с психическими расстройствами жить в обществе и при этом не быть изгоями.

Юля – с виду обычная девочка, каких тысячи в спальных районах: плывет по течению, никем не мечтает стать, но верит, что мир ей должен. Она живет с диагнозом F20 с рождения.

Ей точно так же, как другим детям, хочется мечтать, нравиться мальчикам, учиться и получать от жизни приятные подарки. Только вот F20 мешает, заставляя постоянно бороться за право быть полноценной.

Что такое F20? То, чего не увидишь и не почувствуешь, пока близкий человек не изменится необратимо...

«Новый роман посвящен людям, про которых не говорят и не пишут. Их не показывают по телевизору, не берут на работу. На них не женятся, от них не хотят детей. Они больны, но никто никогда не станет собирать деньги на их лечение, их болезнь хуже рака, безнадежнее СПИДа, позорнее сифилиса. По коду МКБ f20 это шизофрения».

 

 

 Козлова, А. F20: Кинороман // Дружба народов. – 2016. – № 10.

 

Литературная премия «Лицей» имени А.С. Пушкина для молодых писателей и поэтов

 

6 июня, в день рождения А.С. Пушкина, на главной сцене Книжного фестиваля на Красной площади названы лауреаты первого сезона ежегодной премии «Лицей» для молодых прозаиков и поэтов (от 15 до 35 лет). Премия учреждена «с целью поиска и поощрения молодых талантливых российских авторов, способных создавать литературно-художественные произведения высокого качества и внести существенный вклад в сохранение и развитие российской и мировой художественной литературы, продолжая традиции великого русского поэта и прозаика Александра Сергеевича Пушкина».

 

Номинация «Поэзия»:

  1. Владимир Косогов (Курск) за сборник стихотворений

 

Родился в Железногорске (1986). Окончил филфак Курского государственного университета. Работает главным редактором газеты «Аргументы и Факты» в Курске. Стихи пишет с 18 лет. Публиковался в альманахе «Славянские колокола», в сборнике «Автограф», в журнале «ЛАК». Автор книги «По слову грусти». Лауреат международной премии «Проявление», Волошинского конкурса. Член Курского Союза литераторов. Участник XIV форума молодых писателей.

«Косогов называет себя в стихах «акмеистом седьмого дня». Это неоклассицизм. Нет случайных слов, случайных рифм, случайных строк. «Классическая роза», привитая Владиславом Ходасевичем к «советскому дичку», расцвела и не боится морозов…» (П. Басинский)

 
  1. Дана Курская (Железнодорожный, Московской обл.) за сборник стихотворений
 

Родилась в Челябинске (1986). Окончила Литературный институт им. Горького. Стихи пишет с четырех лет. Первая публикация состоялась в 1994 году в газете «Вечерний Челябинск». Автор книги стихов «Ничего личного» (2016).Лауреат российских поэтических конкурсов молодежи, номинант многих литературных премий. Член Союза Писателей Москвы. Организатор фестиваля поэзии MyFest.

«Дана Курская пишет стихи так, что их, конечно, лучше не читать, а слушать в авторском исполнении. В широком смысле это называется «слэм», когда реакция публики на музыку или стихи так же важна, как они сами…» (П. Басинский)

 
  1. Григорий Медведев (Пушкино, Московская обл.) за сборник стихотворений «Карманный хлеб»

 

Родился в Петрозаводске (1983), детство провел в Тульской области, в 2001 году переехал в Москву. Учился на журфаке МГУ и в Литинституте. Участвовал в 11-м Форуме молодых писателей в Липках. Работает в одном из интернет-изданий.

«Стихи камерные. Поэзия дома, двора, школьной парты, семейного стола… «Удобное мироустройство», как пишет поэт. Мир, из которого всегда что-то уходит, но и всегда самое важное остается…» (П. Басинский)

 

Номинация «Проза»:

  1. Кристина Гептинг (Великий Новгород) за повесть «Плюс жизнь».

 

Родилась в Новгородской области (1989). По образованию – журналист. Живет в Великом Новгороде. Работает копирайтером. Писать прозу начала в семь лет. Первая публикация автора – рассказ «Папа – это навсегда»– состоялась на сайте проекта «Сноб» в 2011 году. Повесть «Плюс жизнь» Кристина Гептинг писала, чтобы читатель смог услышал голоса людей, которых обычно не слышат: «Я искренне верю, что жизнь каждого человека заслуживает описания, а значит, внимания...»

«Моя книга – о том, с какой лёгкостью мы навешиваем ярлыки, она о нашем невежестве, она о нашей душевной чёрствости. Я хочу, чтобы вместо того, чтобы обвинять, мы постарались понять, а вместо того, чтобы клеймить – обнимали друг друга. Казалось бы, какое отношение ВИЧ имеет ко мне? А на самом деле, он имеет отношение к каждому из нас – к содержимому нашего сердца…»

«Повесть, написанная от лица юноши, ВИЧ-инфицированного от рождения, скупа на детали. Она не «давит», не пугает. Она рассказывает. И даже советует. Как жить с этими людьми…» (П. Басинский)

 

  1. Евгения Некрасова (Москва) за сборник рассказов «Несчастливая Москва».  
 

Родилась в Астраханской области (1985). Выросла в Подмосковье. Окончила сценарный факультет Московской школы нового кино. Писатель и сценарист. Печатается в литературных и киножурналах. Финалист фестиваля молодой драматургии «Любимовка» – 2014.

«Несчастливая Москва» – великолепный сборник, демонстрирующий филигранную работу со словом, тоном и пугающе хтоническим слогом, а также фантастически житейскую интригу.

«Её прозу определяют так: новый магический реализм + фольклор + эксперимент. Традиции Платонова, Кафки, отчасти недавно ушедшего от нас Мамлеева, влияние Сорокина, который, хотим мы того или нет, влияет на современную прозу сильно. Очень яркий, «авторский» язык...» (П. Басинский)

 

  1. Андрей Грачёв (Москва) за сборник рассказов «Немного о семье».

 

Родился в Москве (1988). Окончил Московский государственный индустриальный университет (МГИУ) с квалификацией инженер по специальности «автомобиле- и тракторостроение». Прозаик.  Писать прозу  начал в 20 лет, в 2015 году окончил Высшие литературные курсы.

Цепкая и очень актуальная психологическая проза о беспощадности любви и семейного счастья.

«Грачёв не боится писать просто о простых людях и простых вещах. Не боится описывать производство. Не боится «бытовухи». Его взгляд на мир как будто банален, но это – обманчивое впечатление. Меня удивили два его рассказа – «Муж» и «Жена». Муж любит жену, а она его – нет. Жена любит мужа, а он – нет. Все просто. Один (одна) любит, другой (другая) – принимает любовь как должное и смотрит в сторону. Но вот, знаете, ничего более точного о семье я не читал...» (П. Басинский)

 

Национальная  литературная премия «Большая книга»

 

В 2017 году на соискание премии было выдвинуто 203 книги и рукописи из Нижнего Новгорода, Новосибирска, Калининграда, Москвы, Одессы, Екатеринбурга, Мариуполя, Миннеаполиса, Баку, Ярославля, Санкт-Петербурга, Мурманской, Белгородской, Московской, Кемеровской областей, Красноярского края, Башкортостана, Алтайского края, Камчатки, Барнаула, Хабаровска, Крыма, Вашингтона, Воронежа, Чикаго, Сиднея, Татарстана, Бостона, Калининграда, Тюмени, Воронежа, Приморского края, Челябинска, Берлина, Краснодара, Ростова, Бишкека, Петрозаводска, Саарбрюккена, Ульяновска, городов Китая и Италии. В Длинный список вошло 34 произведения.  Подводя итоги, председатель Cовета экспертов Михаил Бутов отметил: «В этом сезоне многие писатели переосмыслили привычные в российской литературе темы и представили их совершенно по-разному. Мы видим становление новой традиции российской большой книги».
Совет экспертов включил в список финалистов 10 произведений. Среди финалистов – работы как именитых авторов, так и новых, пока неизвестных широкому кругу читателей. Литературный критик, член Совета экспертов «Большой книги» Дмитрий Самойлов подчеркивает: «В этом году список финалистов представляет не только русскую литературу, но русскую жизнь вообще».  Произведения номинантов оценивало жюри премии – Литературная академия, в составе которой более ста представителей общественности: писателей, журналистов, критиков, литературоведов, предпринимателей, издателей, продюсеров, общественных деятелей. Имена трех финалистов премии будут объявлены на торжественной церемонии в конце 2017 года. А в июне на онлайн-ресурсах читательского сервиса ReadRate.com и электронной библиотеки Bookmate началось  традиционное народное голосование за финалистов премии «Большая книга».

Список финалистов:

Михаил Гиголашвили.    Тайный год
Лев Данилкин    Ленин. Пантократор солнечных пылинок
Шамиль Идиатуллин.    Город Брежнев
Игорь Малышев.    Номах
Виктор Пелевин.    Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами
Андрей Рубанов.    Патриот
Алексей Сальников.    Петровы в гриппе и вокруг него
Сергей Самсонов.    Соколиный рубеж
Алексей Слаповский.    Неизвестность
Сергей Шаргунов.    Катаев: "Погоня за вечной весной".

 

Большая литературная премия России

19 апреля 2017 г. в Москве в Центральном Доме литераторов прошла церемония вручения Большой литературной премии России. Одну из престижнейших наград отечественного литературного сообщества, которую присуждает Союз писателей России (СПР), в итоге в 2017 г. получили семь мастеров русской словесности:

- Бушин Владимир Сергеевич – за выдающуюся публицистику, опубликованную в периодике и в книгах последних лет.
- Иванов Николай Фёдорович – за книгу прозы «Засечная черта».
- Куняев Сергей Станиславович – за книгу « Николай Клюев».
- Лучезарнова Евдокия Дмитриевна – за книгу «Время России».
- Молчанов Владимир Ефимович – за поэтические сборники «Село моё вербное» и «Пришла пора».
- Перминов Юрий Петрович — за книгу избранных стихотворений «Песни русской окраины».
- Попов Михаил Михайлович — за роман «На кресах всходних».

 

                                   Лауреаты Большой литературной премии России - 2017 г.

 

За прошедшие годы лауреатами Большой литературной премии стали такие крупнейшие писатели, как Николай Скатов, Станислав Куняев, Александр Сегень, Владимир Костров, Альберт Лиханов, Леонид Бородин, Михаил Лобанов, Николай Зиновьев, Владимир Личутин, Егор Исаев, епископ Тихон (Шевкунов), Виктор Потанин, Камиль Зиганшин и другие.

Лауреатов этой премии отличает верность национальным традициям в культуре, проникновением в нравственно-психологические основы бытия человека, общества, государства. Отличает художественная глубина и подлинность произведений этих писателей.

Поздравляя лауреатов 2017 года, учредители премии сказали в адрес лауреатов ряд добрых слов:

Владимир Сергеевич Бушин - пожалуй, на сегодняшний день он самый яркий автор критических статей. Без острой критики полнокровно не могут жить ни литература, ни культура в целом. Владимир Сергеевич из поколения воинов-победителей в Великой Отечественной войне. Это придаёт его публикациям особое достоинство.

Прозаик современной военной темы Николай Иванов. Участник боевых действий в Афганистане и Чечне. Награждён медалью «За отвагу». Его книги отличает подлинный драматизм и до тонкостей знание описываемых событий.

Критик и литературовед Сергей Куняев проделал огромную работу по сбору материалов и осмыслению судьбы и творчества поэта Николая Клюева. Книга оказалась очень востребованной читателями, хотя, казалось бы, это книга-исследование, здесь много документов и фактов. Но в этом и состоит успех автора – книга не засушена и не задавлена наукообразностью. Она дышит живой жизнью.

Евдокия Дмитриевна Лучезарнова работает во всех жанрах литературы вплоть до афористического. Мы отмечаем её книгу «Время России» - цельное поэтическое произведение, в котором отразилась история России, мировоззрение русских людей, в котором автор выражает веру и надежду на великое будущее России.

Поэты Владимир Молчанов и Юрий Перминов, каждый по-своему, передают сложность и многообразие бытия и современности. Для многих читателей эти поэты являются любимыми поэтами наших дней.

Романист Михаил Попов в своём новом произведении исследует судьбу и менталитет родных наших братьев белорусов. Михаил сам долго жил в Беларуси, ему есть, что сказать всерьёз, учитывая нынешнюю ситуацию вообще в славянском мире. Роман написан живо, увлекательно и затронуты в нём самые животрепещущие вопросы.

 

Литературная премия «Ясная Поляна»

 

Музей-усадьба Л. Н. Толстого и компания Samsung Electronics, соучредители литературной премии «Ясная Поляна», объявили длинный список номинации «Современная русская проза» 2017 года. В этом году на соискание премии было выдвинуто 120 произведений, опубликованных как в виде отдельной книги, так и в литературных журналах. После тщательного изучения членами жюри в лонг-лист были включены только 30 текстов современных авторов.

Ежегодно с 2003 года литературная премия «Ясная Поляна» присуждается писателям, произведения которых наследуют традиции классической литературы. В 2017 году премии исполнилось 15 лет, и в честь юбилейного сезона ее структура была изменена. В этом году жюри выбирает лучшие художественные произведения в двух категориях: «Современная русская проза» и «Иностранная литература», а также выбирает лауреата в новой номинации «Событие».

Главной номинацией премии считается именно «Современная русская проза». Она отмечает знаменательное произведение отечественного автора, которое несет в себе идеалы человеколюбия и которое важно прочитать именно сейчас, потому что оно определяет круг литературных тенденций настоящего времени. Номинаторами выступают издательства, «толстые» литературные журналы, лауреаты прошлых лет, писательские союзы.

В длинный список номинации

«Современная русская проза» вошли книги:

  1. Авилов Сергей. В. Н. Л. (Вера. Надежда. Любовь). – СПб. : Геликон Плюс, 2016.
  2. Афлатуни Сухбат. Муравьиный царь. – М.: РИПОЛ классик, 2016.
  3. Богословский Роман. Трубач у врат зари. – М. : Дикси Пресс, 2016.
  4. Гиголашвили Михаил. Тайный год. – М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2016.
  5. Доля Артур. Ленинский проспект. – М.: Эксмо, 2016.
  6. Драгунская Ксения. Колокольников – Подколокольный // Октябрь. - 2017. – №1.
  7. Евсеев Борис. Казнённый колокол. – М.: Эксмо, 2016.
  8. Ермаков Олег. Песнь тунгуса. – М. : Время, 2017.
  9. Жеребцова Полина. Ослиная порода. – М.: Время, 2017.
  10. Крусанов Павел. Железный пар. – М. : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2016.
  11. Кирилин Анатолий. Семена для попугайчиков. – Новосибирск: ИД «Сова», 2005.
  12. Мартинович Виктор. Озеро радости. – М.: Время, 2016.
  13. Медведев Владимир. Заххок. – М.: ArsisBooks, 2017.
  14. Мелихов Александр. Свидание с Квазимодо. – М.: Эксмо, 2016.
  15. Месяц Вадим. Стриптиз на 115-ой дороге. – М. : Эксмо, 2017.
  16. Новиков Дмитрий. Голомяное пламя // Октябрь». - 2016. – №7.
  17. Однобибл Михаил. Очередь. – М. : Время, 2017.
  18. Панкратов Георгий. Лунный кот // Урал». - 2016. – №3.
  19. Покровская Ольга. Полцарства. – М. : Грифон, 2017.
  20. Попов Валерий. Ты забыла свое крыло. – М.: Эксмо, 2017.
  21. Попов Михаил. На кресах всходних // Москва». - 2016.  –  №10-12; 2017. -  №1.
  22. Рубанов Андрей. Патриот. – М.: АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2017.
  23. Рябов Олег. Девочка в саду. – М. : Эксмо, 2016.
  24. Садулаев Герман. Иван Ауслендер. – М.: АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2017.
  25. Слаповский Алексей. Неизвестность. – М. : АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2017.
  26. Тугарева Анна. Иншалла. Чеченский дневник // Дружба народов. - 2017. – №1.
  27. Фетисов Егор. Ковчег. – СПб. : Арт-экспресс, 2016.
  28. Филипенко Саша. Красный крест. – М.: Время, 2017.
  29. Шапко Владимир. У подножия необъятного мира. – Спб.: Издательство К. Тублина, 2017.
  30. Шевченко Ганна. Шахтерская глубокая // Дружба народов. - 2016. – №2.

 

Произведения короткого списка премии будут объявлены в сентябре, а в октябре жюри по традиции назовет лауреатов во всех номинациях. В 2017 году премиальный фонд номинации «Современная русская проза» увеличился почти в полтора раза и составляет 3 миллиона рублей. Призовой фонд для авторов короткого списка остался без изменений – финалисты разделят между собой 1 миллион рублей. 

В марте этого года был объявлен перечень книг, включенных в длинный список номинации «Иностранная литература». В этой номинации короткий список не выбирается, имя лауреата станет известно на церемонии вручения премии в октябре.

Премия «Книга года»

 

 

 

В Москве в рамках книжного фестиваля «Красная Площадь» с большим успехом прошел финал общероссийского конкурса «Лучшие книги 2016 года».

Ежегодный профессиональный конкурс учрежден Ассоциацией книгоиздателей России (АСКИ) и проведен в 26-й раз. Лауреаты определяются экспертными советами, в которые входят авторитетные специалисты академических институтов, творческих организаций, государственных организаций-соучредителей дипломов, в 12-ти основных и 4-х специальных тематических номинациях.

Конкурс престижен и среди соискателей дипломов присутствуют как известные центральные издательства («Наука», «Эксмо-АСТ», «Молодая гвардия», «Вече», «Рипол», МЭИ и др.), так и новые, в том числе малые, издательства.

Торжественная церемония объявления и награждения лауреатов и дипломантов состоялась в Демонстрационном зале ГУМа и привлекла весьма значительную аудиторию издателей, журналистов, исследователей и пропагандистов книги, библиотечных работников. Собрав представителей разных регионов страны, церемония акцентировала сильные стороны праздника российской книги – его стилевое, тематическое разнообразие, творческие поиски, широту географии. В этом году (равно, как и в предыдущие годы) конкурс выявил ряд очень сильных издательских новинок и долгосрочных проектов – научные, популяризаторские, мемуарные, энциклопедические, детские издания, и, конечно, краеведческие книги. Последнее направление каждый год обнаруживает блестящие региональные издания, заслуживающие самую широкую и взыскательную аудиторию. Даже среди не попавших в шорт-лист изданий достаточно интересных и качественно подготовленных книг.

В опубликованный ранее шорт-лист вошли 62 наименования. А лауреатами стали издательства:

  1. Лучшая книга в области гуманитарных наук:
    Издательский центр Рудомино – «Беседы о Данте».
  2. Лучшее издание по естественным наукам, технике, медицине:
    ИД «Недра» за цикл изданий (в 5 кн.) для нефтегазовой отрасли.
  3. Лучшее издание классической художественной литературы:
    «Снег» (Пятигорск) – «Прикосновение к подлиннику».
  4. Лучшая книга для детей и юношенства:
    ИЦ «Москвоведение» – «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит».
  5. Лучшая учебная книга:
    ИД МЭИ – «Основы современной энергетики» в 2 т.
  6. Лучшее словарно-энциклопедическое издание:
    «Политическая энциклопедия» – «Россия в 1905–1907 гг.». Энциклопедия.
  7. Лучшее издание по искусству, фотоиздание:
    «Вече» – «Кино от первого лица. Режиссеры о великих фильмах».
  8. Лучшая книга мемуарно-биографического и историко-документального характера:
    Издательство Сретенского монастыря – «Митрополиты Древней Руси (15–16 века)».
  9. Лучшая книга о российской армии и флоте:
    Фонд «Русские витязи» совместно с издательством «Гангут» – Оружие Великой войны. Холодное оружие российской армии».
  10. Лучшее издание духовной и историко-религиозной литературы:
    «Словари 21 века» – «Большой словарь церковнославянского языка нового времени».
  11. Лучшая книга о российских регионах:
    «Рубеж» (Владивосток) – серия «Города Сахалинской области» в 3 кн.
  1. Лучшая книга о России:
    «Бослен» – «Русские народные украшения»

 

Специальные номинации конкурса:

  1. Лучшее издание, вносящее вклад в диалог культур – издательство «Шанс» за серию «Исторические беседы» об истории китайской культуры.
  2. Лучшее издание деловой литературы – «Рубеж» (Владивосток) за книгу «Владеть востоком» к истории предпринимательства на Дальнем Востоке.
  3. Лучшая книга о Москве – «БСГ-пресс» – «КиноСтолица. Москва в зеркале кинематографа».
  4. Лучшее зарубежное издание на русском языке – издательство «Александра» (Таллин) – «Хроника русской культурной общественной жизни в Эстонии (1918–1940). Из истории русского зарубежья» в 2 т.

Премию Гран-при – «Книга, ставшая событием года» – получил ИД «Недра» за цикл изданий (в 5 кн.) для нефтегазовой отрасли. Первый раз этим призом отмечается издание технической литературы.       

 

Пушкинская премия за достижения в области литературы

Торжественная церемония вручения Пушкинских премий за достижения в области литературы состоялась 6 июня 2017 года в Центральном доме журналиста.

Пушкинская премия за достижения в области литературы учреждена Российским союзом писателей в целях признания заслуг и авторитета деятелей литературы.

Премия присуждается за выдающуюся просветительскую и общественную деятельность в сфере литературы, а также за наиболее талантливые литературные произведения, при этом творческая и общественная значимость номинантов оценивается в совокупности, как результат плодотворного труда. Номинантами премии могут стать деятели литературы федерального и регионального масштаба, а также авторы талантливых произведений литературы, достижения которых неоднократно получили общественное и экспертное признание.

Премии присуждаются в следующих основных номинациях:

  • «Просветительская деятельность»
  • «Общественная деятельность»
  • «Литературная деятельность»

Лауреатами премии в номинации «Просветительская деятельность» в 2017 году стали:

  • Лев Александрович Аннинский, критик, писатель, публицист, литературовед– «За неустанное служение русской литературе»
  • Галина Ивановна Седых, литератор, кандидат филологических наук, доцент, руководитель семинара поэзии Литературного института имени Горького  с полувековым педагогическим стажем
    – «За воспитание нового поколения российских поэтов»
  • Борис Семенович Есенькин, доктор экономических наук, кандидат философских наук, президент «Гильдии книжников», руководитель торгового дома «Библио-Глобус» – «За верность книге и определяющую роль в развитии российской книжной индустрии»
  • Константин Петрович Воронцов, ведущий научный сотрудник Государственного музея-заповедника Сергея Есенина в Константиново, один из создателей музея – «За весомый личный вклад в создание Государственного музея-заповедника Сергея Есенина и сохранение есенинского наследия»
  • Игорь Юрьевич Ильин, актер театра и кино, официальный голос телеканала «Культура» – «За талантливое исполнение русской поэтической классики»

  В номинациях «Общественная деятельность» и «Литературная деятельность» премии в 2017 году не присуждались.  

 

 

Литературная  премия «Нос» (Новая словесность)

 

Красочная Премия НОС учреждена Фондом Михаила Прохорова и вручается с 2009 года. Ее название предлагается расшифровывать как «Новая социальность, новая словесность». как обычно у этой премии, церемония (с непременным участием ростовой куклы «Господина НОСа», элементами рэпа и «прямой демократии») прошла 24 января в «Гоголь-центре». Шорт-лист, отобранный во время открытых дебатов в ноябре 2016 года в ходе красноярской ярмарки КРЯКК, состоял из семи участников:
1.Евгений Водолазкин. «Авиатор»

  1. Кирилл Кобрин. «Шерлок Холмс и рождение современности. Деньги, девушки, денди Викторианской эпохи»
  2. Сергей Кузнецов. «Калейдоскоп: расходные материалы»
  3. Владимир Мартынов. «Книга Перемен»
  4. Александра Петрова. «Аппендикс
  5. Борис Лего. «Сумеречные рассказы»
  6. Сергей Лебедев. «Люди августа»

После проведенной на сцене пятью членами жюри под председательством театрального режиссера Константина Богомолова и тремя оппонирующими им экспертами живой дискуссии, в ходе которой всем финалистам высказывались претензии в «приятности» (кроме композитора Владимира Мартынова, представившего гигантский сложносоставленный том, предназначенный скорее для медитаций, чем для последовательного чтения) и в уходе от современности, в итоге многоступенчатого голосования, в котором по заданному модератором Ириной Прохоровой алгоритму участвовало само жюри, эксперты, «старейшины премии» и зрительный зал, победителем оказался Борис Лего, представивший короткие «чернушные» рассказы, которые один из членов жюри прямо охарактеризовал как «трэш», а издатели в аннотации называют «русской готикой».

Когда победитель (точнее, его издатель) вышел на сцену, окончательно выяснилось, что под этим именем скрывается 36-летний писатель и редактор Олег Зоберн, хорошо известный большей части собравшихся.

 

ПРЕМИЯ АНДРЕЯ БЕЛОГО

Премия Андрея Белого учреждена в 1978 году редакцией ленинградского самиздатского литературного журнала «Часы». Среди ее учредителей — Борис Иванов, Борис Останин, Аркадий Драгомощенко и другие. В постсоветских условиях премия Андрея Белого учитывает приоритеты эстетического новаторства и эксперимента в реальном литературном процессе.

В  номинации «Поэзия» премию получил Леонид Шваб за сборник «Ваш Николай». Лучшей прозой жюри сочло книгу Александры Петровой «Аппендикс». В области гуманитарных исследований выбрали работу Михаила Куртова «К теологии кода. Генезис графического пользовательского интерфейса».

В номинации «Литературные проекты» премию дали Александру Гейлеру и Антону Тарасюку за проект «Пастиш» (Pastiche Project). Лучшим литературным критиком стал Алексей Конаков. В номинации «Перевод» премию присудили Дмитрию Воробьеву — за переводы со шведского и норвежского языков.

«За многолетние труды на благо новейшей русской литературы» наградили основателя премии Бориса Останина.

 

ПАТРИАРШАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ ПРЕМИЯ

Лауреаты Патриаршей литературной премии 2017 года -
писатели Виктор Лихоносов (Краснодар), Борис Споров и протоиерей Ярослав Шипов (Москва).


ЛИТЕРАУРНАЯ ПРЕМИЯ «КНИГУРУ»

“Цель конкурса – найти и представить обществу новую интересную русскоязычную литературу для подростков, сделать литературные произведения для подростков доступными читателю, независимо от географии”, – говорится на сайте премии.

Первое место заняла Ая эН с романом “Абсолютно необитаемые”, второе – Артем Ляхович и его произведение “Черти лысые”, третье – Лариса Романовская с произведением “Удалить эту запись?”.

Значимое» в литературно-художественных  журналах

 

2017

          № 1 (январь)

Басова Е. В. Следы : повесть // Звезда. – 2017. – № 1.

Басова Евгения Владимировна (псевдоним – Илга Понорницкая) – писатель, член Товарищества детских и юношеских писателей России, член Союза писателей России.  Евгения Владимировна родилась в 1963 году в Красноярске, жила на Украине, закончила школу в Чебоксарах, факультет журналистики в Московском университете, и после диплома на несколько лет уехала жить и работать в Магадан. Сейчас живет и работает в Чебоксарах. Псевдоним писательницы родился от названия села Понорница на Украине, где Евгения жила в детстве. У Евгении Владимировны трое детей, с которыми она рано осталась одна – ещё до рождения младшего сына. Дети – её лучшие друзья и советчики. Стихи и рассказы начала писать еще в детстве, продолжала в университете. Первый сборник детских историй «Внутри что-то есть» вышел в 2002 году. За цикл повестей о современных детях, в том числе и за повесть «Эй, Рыбка!» Евгения Басова в 2009 году была удостоена приза Международного конкурса детской и юношеской литературы им. А.Н. Толстого. В 2011 году стала финалистом первого сезона Всероссийского конкурса Книгуру с повестью «Сто лет, или Цепочка из рукопожатий». Писательница призёр Третьего международного конкурса детской и юношеской художественной и научно-популярной литературы имени Алексея Николаевича Толстого за цикл повестей о современных детях: «Звери из детства», «Даша Птичкина и её друзья», «Наша земля дышит. Короткие рассказы о Севере». Член Союза писателей России. У Евгении Владимировны редкий дар простого и ёмкого слова. Её повесть «Следы», опубликованная в журнале «Звезда», посвящена, казалось бы, частной жизни людей, их семейной истории. Герои, оказавшиеся в центре повествования, родом из глубинки – из села Тыша, где говорят на особом диалекте: сплаве русского, польского, украинского, белорусского. В Тыше и происходит основное действие повести, охватывающее чуть ли не две трети ХХ века. Социальное размежевание и революция 1917-го; передел собственности и становление советской власти; война с фашистами и оккупация, толкнувшая кого-то к партизанам, а кого-то на службу к немцам; неизбежная непримиримость соседей в послевоенные годы – все эти события оставляют даже не следы, а рубцы на душах и судьбах героев. Их частная жизнь оказывается такой же путаной, противоречивой и сложной, как мощный поток «большой истории». Однако история не только разделяет и сеет вражду, она выковывает характеры, даёт импульс талантам, учит людей прощать, искать компромиссы, создавать общие языки и выучивать чужие. Может быть, самая главная мысль повести высказана девочкой-подростком: «Нельзя помнить зло через сорок лет»….

 

Бухараев  Р. Потомки карматов : роман // Звезда. – 2017. – № 1.

У поэта, прозаика, теолога Равиля Бухараева после смерти остался незавершенным роман «Потомки карматов», отрывки из которого опубликованы в № 1 за 2017 год в журнала «Звезда». Глубоко верующий мусульманин он задумал исторический роман, целью которого было художественное исследование истоков современного исламского радикализма, который Бухараев решительно отвергал. По сохранившимся фрагментам, действие романа разворачивается параллельно в наше время в России и на арабском Востоке. Этот прием дал автору возможность продемонстрировать связь времен и принципиальную цельность исторического процесса. Основа сюжета – это движение карматов в конце 9 века, которое вдохновлялось утопическим учением – махдизмом и носило выраженный социально-политический характер. Движение карматов, как считал автор, по своей сути предшествовало современному ИГИЛ (запрещено в России), квазигосударству террористов. «Он словно воздвигает мост между давними событиями во времена процветания мусульманского Халифата и нынешними кровавыми событиями на Ближнем Востоке. Это была мощная сила, которая, как и зинджи, выступила под знаменем крайнего шиизма. …новые мятежники были арабами и местными жителями. Это и были карматы, радикальная упертость которых роднит их через века с афганскими талибами, подрывниками-самоубийцами и другими псевдоисламскими бунтарями нашего времени», – рассказывает в послесловии к публикации вдова писателя, поэтесса Лидия Григорьева.

 Шапошникова Т. Портрет : рассказ // Т. Шапошникова // Звезда. – 2017. - №1.

Прозаик и переводчик Татьяна Шапошникова  представила на этот раз в «Звезде» свой рассказ «Портрет». Он о жизни молодой неустроенной семьи: муж – не совсем путевый художник, жена всеми силами пытается связать концы с концами. Вот так и живут.

 

Обух И. Выгуливание молодого вина; Катерина : рассказы // Звезда. – 2017. – № 1.

Молодой прозаик Арина Обух поместила в журнале два рассказа, первый — «Выгуливание молодого вина» — о жизни художников, второй – «Катерина» — небольшая бытовая зарисовка.

 

Колесникова А. Двойное дно : рассказ   // Звезда . – 2017. – №1.

Поэт и прозаик Анна Колесникова представила в журнал фантасмагоричный рассказ из жизни «глубинки» под названием «Двойное дно».

Злобина А. Отрава : рассказ // Звезда. – 2017. - №1.

Прозаик Ангелина Злобина опубликовала в журнале рассказ о подростках.

 

№2 (февраль)

Кромина Н. А. Прелесть;  Беби-блюз : рассказы // Звезда. – 2017. – № 2.

Нина Александровна Кромина родилась и живёт в Москве. Окончила Московский государственный университет культуры и информации. По основной специальности она библиотекарь-библиограф. Выпускница ВЛК при Литературном институте им. Горького. Публиковаться начала в 2011 году. Нина Александровна лауреат конкурса малой прозы «Белая скрижаль» в 2011–2013 гг. Дипломант конкурса им. Андрея Платонова Литературного института им. Горького за 2012 год. На фестивале «Славянские традиции» 2014 года получила первое место в номинации «Малая проза» за рассказ «Лермонтова, семнадцать». Нина Кромина печаталась в литературных журналах «Простор» (Казахстан), «Вологодская литература», «Москва», «Звезда», сборниках «Точки», «Точки соприкосновения», «Точки созидания», «Путь мастерства 2», «Путь мастерства 3», «ЛитЭра», Интернет-издании «Отчее слово». Она автор сборника рассказов «В городе и на отшибе» вышедший в 2015 году. В литературно-художественном журнале «Звезда» в № 2 за 2017 год опубликованы два новых рассказа Нины Александровны Кроминой «Прелесть» и «Беби-блюз».

 

№3 (март)

Гранин Д. А. Возвращение : рассказ // Звезда. – 2017. – № 3. – С. 7-15.

Недавно ушедший из жизни Даниил Александрович Гранин (псевдоним; настоящая фамилия Герман) – русский советский писатель и общественный деятель; Герой Социалистического Труда (1989), Почётный гражданин Санкт-Петербурга (2005), лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии России, а также премии Президента РФ в области литературы и искусства, премии Правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры, премии Гейне и других премий. Родился в семье лесника. В 1940 году окончил электромеханический факультет Ленинградского политехнического института, работал на Кировском заводе. Оттуда ушёл на фронт и воевал до конца войны в танковых войсках. Член КПСС с 1942 года. С 1945 по 1950 год работал в Ленэнерго и научно-исследовательском институте. Избирался народным депутатом СССР (1989–1991). Был инициатором создания ленинградского общества «Милосердие». Президент Общества друзей Российской национальной библиотеки; председатель правления Международного благотворительного фонда им. Д. С. Лихачёва. В 1993 году подписал «Письмо 42-х». Печататься начал в 1949 года. Основная тема произведений Гранина – реализм и поэзия научно-технического творчества, борьба между ищущими, принципиальными учёными и людьми недаровитыми, карьеристами, бюрократами. Чем больше лет проходит с далеких событий Великой Отечественной войны, чем меньше ветеранов приходит к памятнику Неизвестному солдату в День Победы – тем чаще и чаще появляется желание перелистать страницы военных книг. Чтобы в который раз на фоне мирных будней и, в общем-то, счастливой нашей жизни ощутить тот груз, который лежал на плечах русского солдата. В условиях фронтовой неразберихи, нехватки боеприпасов и личного состава, часто невразумительных приказов высшего командования – под тяжестью задач мирового значения рядовые солдаты становились и первыми жертвами, и главными героями этой войны. Оборванные, полуголодные, в мерзлых землянках, с обмороженными руками и ногами, совсем юные и уже седые – они противостояли самой сильной армии мира. И самой бесчеловечной ее идеологии.  Не о генералах, а именно о рядовых так пронзительно пишет классик русской литературы Даниил Александрович Гранин, каждой строкой подводя нас к мысли, что война, даже выигранная, – это всегда большая беда для народа и самое тяжкое испытание для солдат. Его новый рассказ «Возвращение» – это реальное возвращение писателя Гранина к Гранину-солдату, чтобы еще раз пройти с ним знакомыми фронтовыми дорогами и поговорить по душам...

 

Скульская   Е. Пограничная любовь: роман // Звезда . – 2017. – № 3. Елена Григорьевна Скульская родилась в Таллинне. Дочь писателя Григория Скульского. После окончания филологического факультета Тартуского университета работала учителем в школе, в газетах «Советская Эстония», «Молодежь Эстонии». Педагог, а потом советник по литературе в Русском театре Эстонии. Дебютировала как поэт в 1970 году (коллективный сборник «Знакомство»). Она выпустила 10 книг стихов и прозы, на русском и эстонском языках. Печатает стихи и прозу в журналах «Звезда», «Дружба народов», «Наша улица», «Таллинн». Участник коллективных сборников: «Малоизвестный Довлатов», «Сергей Довлатов: творчество, личность, судьба», «Татьяна Бек: она и о ней». Автор пьес «Как любить императрицу», «Новый год наоборот», поставленных на сцене Русского театра Эстонии. Произведения Скульской переведены на украинский и эстонский языки. Она член Союза писателей СССР, после 1991 года член Союза писателей Эстонии, в эстонской газете «KesKus» ведет постоянный раздел о русской литературе.  Номинант премии им. Аполлона Григорьева, лауреат премии Eesti Kultuurkapital, премии МАПП (международной ассоциации писателей и журналистов). Живет в Таллинне.

Главная линия романа «Пограничная любовь» Елены Скульской – конечно же, любовь. Весь текст романа составлен из инсценировок. Меняются декорации, костюмы и жанр, но всегда остается ощущение сцены, на которой играется жизнь. Любовь между героями: автором сценария и Митей, персонажами Ольгой и Владимиром, даже между Петром Первым и Екатериной. Любовь к литературе – и, возможно, именно поэтому в романе множество цитат, размышлений, мнений о Пушкине, Лермонтове, Гамсуне, Чехове, Шекспире, Толстом, Достоевском и других великих писателях т поэтах. «Все происходящее в нем балансирует на грани между сном и явью, реальностью и гиперболой, выдумкой и правдой. Здесь в любую секунду может произойти что угодно, и даже то, чего и предположить нельзя было. Здесь, например, Пушкин читает стихи зайцу, русалка скучает, сидя на елке, Вашкевич раздирает на части Нику Стасину на обыденном собрании коллектива театра, Анечка отгрызает пальцы у Ванечки, а из-под широкой юбки императрицы Екатерины «выползают и разбегаются на четвереньках маленькие мужчины, похожие на тараканов». И трудно сказать, чего же здесь больше – киношного сюрреализма Дэвида Линча или бытового абсурда обэриутов с Хармсом во главе».

Редькин Н. Лесирис : рассказ // Звезда. – 2017. - №3.

Рассказ адыгейца Николая Редькина «Лесирис» основан на местном материале.

№4 (апрель)

Основная тема этого номера – война, борьба – и все это в различных проявлениях бытия.

Гордин Я. Моя армия // Звезда. –2017. –N 4.

Яков Аркадьевич Гордин – российский историк, публицист, литератор. Родился 23 декабря 1935 года в Ленинграде. Сразу после окончания школы служил в армии по собственному желанию. Армия сыграла огромную роль в жизни писателя. Гордин считает, что именно армейский опыт оказался полезным в занятиях русской историей.  С 1957 года писал стихи, также являлся членом знаменитого литературного объединения ДК имени Первой пятилетки – Глеба Семенова. Позже был в литобъединение прозаиков при издательстве «Советский писатель».  С 1964 года занялся независимыми историческими исследованиями в области русской политической истории. Основным жанром творчества Гордина с середины 1970-х годов является историческая беллетристика с прочной документальной основой, а также эссеистика на исторические темы. Особняком стоит книга об Иосифе Бродском, сочетающая личные впечатления с анализом взаимосвязей поэзии Бродского с широким литературным и философским контекстом.  Из интервью Якова Гордина «Литературной газете»: «Очень хочу написать о моей армии. Служба была отнюдь не мёдом. Россия три столетия была военной империей. Армия осталась мощным фактором общественного сознания. Армия – особый огромный мир, сложнейшим образом связанный с жизнью страны. И надо понимать все достоинства и опасности этой ситуации для России. И то, что я намерен написать, – не просто воспоминания. Хотя сегодня для меня память о моих армейских годах, о моих армейских друзьях становится всё важнее».

«Моя армия» - воспоминания писателя о своей срочной службе в советской армии. В те времена, когда по его же словам, еще не было дедовщины. Сквозь впечатления молодого человека, попавшего в непривычный и тяжелый армейский быт, мы ощущаем жизнь большой страны, исторические события (1956 г.), видим, как служба меняет жизнь и характеры ребят. «После армии я был готов ко всему. Но я ли это был? В дальнейшем – все, что со мной происходило, в значительной степени определялось двумя армейскими годами». В основе «мемуара» как называет его автор лежат его собственные письма родным из армии. Включены и его ностальгические стихи.

Грэй Дж. Г. Воины. Размышления о человеке в современном бою : главы из книги / пер. с англ. Н. Афанасьевой //  Звезда. – 2014. - №8;  2017. – N 1-4. 

В этом номере закончена публикация большого и очень интересного труда Дж. Глена Грэя о человеке на войне. Автор много думал над заданной проблемой, которая изучена им подробно и всесторонне: «Хотя человеческие войны кажутся малыми по сравнению с космическими масштабами, они, тем не менее, достаточно бессмысленны, если на них смотреть менее близоруко, чем мы это делаем. В любом случае пришло время, чтобы люди распрощались с непоколебимой верой, что только через них могут реализовываться цели Вселенной. Даже если мы из-за своих ошибок рано или поздно исчезнем с Земли, такое событие произойдет внутри Бытия гораздо большего и более долговечного, чем человечество».

 

Каминский Е. Смягчающие обстоятельства : рассказ // Звезда. –2017. –N 4.

 В рассказе передано ощущение того Страшного суда, который  герой рассказа  устраивает себе перед смертью – и все сам, своими руками. И –смирение и прощение в конце.

 

№5 (май)

 Мутть М. Эстонский обрезанец : главы из романа / пер. с эстонского и вступ. заметка Эльвиры Михайловой // Звезда.– 2017.– № 5.

Михкель Мутть, родился 18 февраля 1953 году в Тарту – эстонский писатель, журналист, литературный и театральный критик. Михкель Мутть публикует с 1970-х годов новеллы, критические статьи и эссе. Его первая книга, сборник рассказов «Ученик Фабиана», вышла в 1980 году и была положительно оценена одним из критиков как «приятно остроумная». В 1981 году этот сборник получил премию им. Ф. Тугласа. Затем последовали другое его книги: «Мужчины», сатирический роман «Мыши на ветру», «Замри», «Дорогие поколения», «Плач старика Фабиана» и другие.  Его прозу отличает ирония и сатира. Его романы посвящены культурно-социальным и межличностным проблемам, для них характерна присущая автору нетрадиционная язвительность.  Среди излюбленных тем его произведения – интеллигенция, в частности, творческая интеллигенция. Её он изображает зачастую гротескно, самоиронично и несколько автобиографично. Благодаря своему творчеству, Михкель Мутть быстро приобрёл популярность и в эмигрантских кругах в Европе.  Он автор двух книг для детей: «Französisch!» и «Дед Мороз» о проблемах современной семьи.  Книга «Französisch!» в 1986 году была переведена на русский язык. Мутть сделал себе имя одновременно как эссеист, политический обозреватель, литературный и театральный критик и переводчик.  Критические статьи Муття отличает эрудиция и нестандартное мышление, он также писал пародии на театральные темы. Писал и сценарии, по которым был снят телефильм «1991» и телесериал «Сальмоны». Также писал путевые очерки о Новой Зеландии, Монголии, Швеции и Англии. Наконец между 2009 и 2011 годами он выпустил шесть томов своих мемуаров.  На этот раз Михкель Мутть выступает в журнале «Звезда» в № 5 за 2017 год с главами из романа «Эстонский обрезанец». «Эстонский обрезанец» – шутливое название людей, безуспешно стремящихся стать европейцами.

 

Ненонен П. Халат, абажур, яичница. Тоска музыканта : расcказы // Звезда.– 2017.– № 5.

Пяйви Ненонен – поэт, прозаик, переводчик русской литературы. Родилась в Финляндии в маленьком городе Китее. В 2000 году окончила гуманитарный факультет университета г. Ювяскюля, Финляндия. Пяйви пишет стихи по-фински и прозу по-русски и по-фински. Проза опубликовалась в журналах «Звезда» и «ЛитераруС», стихи в журнале «Карелия» (Петрозаводск), их переводы на русский язык в журналах «Интерпоэзия» и «Северная Аврора». В России вышли: книга прозы «Мелочь, но приятно» (СПб, «Облик» 2008); двуязычная книга стихов «Kynttilän päivä День свечи» (СПб, , «Юолукка» 2010); написанная в соавторстве с Анной Банщиковой «Утренние рассказы» (СПб, «Юолукка» 2012). В Финляндии вышел сборник стихов «Takatalvi» (Runogalleria 2008). Учредитель издательства «Юолукка). Живет в Финляндии и в Санкт-Петербурге. В № 5 за 2017 год в журнала «Звезда» публикуются два ее рассказа «Халат, абажур, яичница» и «Тоска музыканта».

 

Тот К. Космическая кошка. Длинные выходные : рассказы / пер. с венгерского Оксаны Якименко // Звезда.– 2017.– № 5.

Венгерская писательница Кристина Тот родилась в 1967 году в Будапеште. Она выпускница отделения скульптуры средней художественной школы. Окончила факультет истории и искусств Будапештского университета. 1989 году появляется ее первый сборник стихов Őszi kabátlobogás.  В 1990-1992 годах Тот работает во Франции, занимается переводом французской поэзии, а в 1996 в Будапеште выходит в свет Антология современной французской поэзии, Тот выступает ее составителем и редактором, а также переводчиком.  В 2000 году Тот получает литературную премию Аттилы Йожефа. Тот пишет и детские книжки, в 2003 году сборник стихотворений для детей Londoni mackók был признан в Будапеште книгой года.  В 2006 выходит первый сборник новелл Vonalkód, отмеченный премией Мараи. В № 5 за 2017 год в журнала «Звезда» Кристина Тот публикует свои строки в жанре коротких зарисовок. Ее эссе, помещенные в журнале, называются «Космическая кошка» и «Длинные выходные».

 

№6 (июнь)

 

Каспер К. Чудо : роман с медициной // Звезда.– 2017.– № 6.

Калле Каспер – поэт, прозаик и драматург. Родился в 1952 году в Таллине. Окончил отделение русской филологии Тартусского университета и Высшие курсы сценаристов и режиссеров в Москве. Автор четырех сборников поэзии, одиннадцати книг прозы, целого ряда пьес и киносценариев.  Дебютировал в 1983 году пьесой «Вариант доктора Стокманна» в постановке Инго Нормета. Начиная с конца 1980-х годов в периодике печатаются его стихотворения и новеллы, в том числе, и написанные в семидесятые годы.  Первая книга – сборник малой прозы «Гамлет, принц датский, филер» (1996).  В 1996 году его первый роман «Ода утреннему одиночеству» получает премию на конкурсе новых романов.  Вышедший в 2002 году объемистый роман «Братья Луйк», названный в критике «романом о поколении», номинируется на премию Эстонского фонда культуры.  В 2002 году начинает работу над эпопеей «Буриданы», которую завершает в 2014 году; эпопея состоит из восьми томов. Роман рассказывает историю одной эстонской семьи в течение всего 20-го века. Действие происходит в Российской империи, в Эстонской республике, в ЭССР и снова в Эстонской республике. Кроме вымышленных персонажей, в эпопее действует целый ряд реальных исторических лиц: Николай Второй, Владимир Ленин, Адольф Гитлер, Бенито Муссолини, Вячеслав Молотов и Йоахим фон Риббентроп, Йосиф Сталин, Уинстон Черчилл, Альфред Розенберг, маршал фон Манштейн, Никита Хрущев, Михаил Горбачев, Владимир Путин, а также эстонские политики Константин Пятс и Юри Улуотс.  В 2013 году «Буриданы» были награждены премией имени Таммсааре, выдаваемой раз в пять лет за творчество в жанре романа. В переводе на русский в Санкт-Петербургских журналах «Звезда» и «Нева» опубликованы повесть Каспера «Уроки Германии» (годовая премия журнала «Звезда»), роман «Ода утреннему одиночеству» и фрагменты из четвертого и пятого томов эпопеи «Буриданы». «До двадцать пятой годовщины нашего бракосочетания осталось два месяца, когда я вышел из больницы на Ронда-де-Дальт и на минуту остановился на склоне Монбау, чтобы прийти в себя. Я не плакал – наверное, из-за шока. Конечно, я знал, что Рипсик умрет, но я не думал, что это будет так быстро. Сейчас она еще была жива, если можно назвать жизнью бессознательное состояние, из которого уже не выходят. Она не мучилась, не металась в агонии, она спала или, вернее, «была усыплена», как усыпляют собаку или кошку. Повсюду общество спорит о том, разрешить эвтаназию или нет, здесь же, в Барселоне, эту процедуру проводили совершенно буднично….» – так начинается новый медицинский роман Калле Каспера «Чудо».

 

Петров М. П. Послевоенное. Школьные годы, Ленинград 1945–1953 гг. // Звезда.– 2017.– № 6.

Михаил Петрович Петров, родился в 1935 году – доктор физико-математических наук, профессор, дважды лауреат Государственной премии, главный научный сотрудник Физико-технического института им. А.Ф. Иоффе. Прозаик, публиковался в журналах «Звезда», «Огонек». Живет в Санкт-Петербурге. «Дождливым темным вечером в конце мая 1945 года на пути станции Ленинград-Навалочная медленно вполз эшелон, составленный из трех десятков товарных вагонов, так называемых теплушек. В нем домой из Горького возвращались семьи профессоров и преподавателей нескольких ленинградских вузов. В их числе был и Институт водного транспорта, где работал мой дедушка. Этот поезд доставил меня вместе с дедушкой и бабушкой в родной город после четырех лет эвакуационных скитаний. Мне в ту пору должно было вот-вот исполниться десять лет. Мама, служившая переводчиком в штабе одного из военных округов, демобилизовалась и присоединилась к нам в августе. Папа продолжал службу на Балтфлоте в Таллине. Хорошо помню наш эшелон» – так начинается публикация мемуаров Михаила Петрова «Послевоенное. Школьные годы, Ленинград 1945–1953 гг.».

  2017

№4 (апрель)

Рогачёва Е. Город: повесть о слепой девушке и ее городе // Москва. — 2017. — № 4.

Повесть об ослепшей девушке. Екатерина ‒ молодой автор, живет в Смоленске, и ее, увы, постиг тот же недуг, что и героиню повести. Проблемы, описанные Екатериной Рогачёвой, могут быть близки и понятны, а потому и важны многим людям. Это повесть не только о слепой девушке, а о тех, кто по тем или иным причинам не нашел себе места в жизни.

 №5 (май)

 В этом номере к празднику великой Победы опубликованы следующие материалы:

Сорокоумовская Л.В. Так было...: воспоминания // Москва. –2017. –N 5.

Автор –актриса, не профессиональный литератор, – вспоминает свое детство на оккупированной территории (Донецкая область). К началу войны ей было 12 лет. Городок, занятый немцами, как-то жил и выживал. В детскую память врезались мельчайшие подробности тех дней. В частности, и то, что немцы были разные –были и люди среди них, и нелюди.

  Замлелова С.  Десять кругов ада // Москва. –2017. –N 5.

Десять лагерей и берлинскую тюрьму гестапо прошел Дмитрий Михайлович Карбышев до своей гибели в Маутхаузене. А ведь ему уже было за 60. Генерал, ученый, военный инженер был замучен фашистами за то, что отказался работать на Германию. Об этом «надо писать и говорить снова и снова. Писать не ради новизны, а ради напоминания. В наши находятся сообщества, объявляющие генерала Власова «патриотом России», Бандеру –героем Украины. Страдания во имя чести и достоинства находят все меньше понимания у современников. «Но ... нам повезло: у нас есть Карбышев, который не позволит предательство принять за подвиг и окончательно растерять себя по отелям свободного мира».

 Володихин Д.М. Выдающийся русский полководец. Князь Александр Владимирович Ростовский // Москва. –2017. –N 5.

К 500-летию разгрома польско-литовских интервентов под Опочкой.  Замечательного нашего историка Володихина всегда читать интересно. Автор многих научных исследований и научно-популярных публикаций, доносит до читателя исторические факты и события, которых упоминание не всегда найдешь в наших учебниках истории. Вот и это  повествование: войны Руси времен Ивана III и Василия IIIпротив польско-литовских интервентов. Поражение под Оршей, победоносный разгром под Опочкой (Псковская обл.). Наш герой за четверть века побывал на всех фронтах Московского государства, его бросали на критические направления, его держали на первых ролях. И он побеждал! Он достоин самого почтительного отношения со стороны русских людей, которым дорога боевая слава нашего Отечества.

 Пахомов Ю. Целитель : повесть // Москва. –2017. –N 5.

Повесть писателя Ю. Пахомова (настоящее имя –Носов Юрий Николаевич) тоже раскрывает перед нами жизнь и деятельность незаурядного человека, немало сделавшего для России и незаслуженно забытого. Автор окончил Военно-медицинскую академию (1960) и большая часть его жизни была связана с российской армией, флотом. Участник военных действий в различных «горячих точках». Повесть его посвящена тоже выпускнику академии, но 1860 года –Петру Алексеевичу Илинскому: Кстати, товарищи нашего героя –тоже военные медики,–великие русские композиторы Бородин и Мусоргский лежат рядышком в Александро-Невской лавре. Какие люди были... Девизом всей жизни их было СЛУЖЕНИЕ. Об этом и повесть.

Поляков Ю. Как я построил «Демгородок»: документальная проза // Москва. –2017. –No 5.

Еще среди художественной прозы выделяется публикация Юрия Полякова (автор таких произведений, как «Сто дней до приказа», «ЧП районного масштаба», «Козленок в молоке», «Грибной царь, «Замыслил я побег» и др.), в которой он рассказывает, как создавал сво ю повесть «Демгородок». Сюжет связан с российской политической историей, перестройкой и т.д.; безусловно –сатира и чем-то напоминает Оруэлла.

  №1(январь)

  Переверзин, И. Постижение любви : роман  // Наш современник. –2017. -N 1 -3.

Новый роман известного поэта,  прозаика и публициста  Ивана Переверзина «Постижение любви». Его многогранное творчество получило заслуженное признание в России, в ближнем и дальнем Зарубежье. Роман Ивана Переверзина написан в лучших традициях русской классической литературы. В этом романе талантливый художник слова живописует глубинную, сокровенную жизнь северной России и раскрывает вечную тему любви между мужчиной и женщиной.   В центре романа образ молодого руководителя, всеми силами старающегося воскресить отсталый совхоз. Действия происходят в Якутии, в далекой северной глубинке, на берегах реки Лены и переносят читателя к тем уже далеким годам, ставшими предтечей «перестройки» - «годы застоя».

  №2 (февраль)

 Убогий А.  - Пиры  // Наш современник. –2017. -N 2 -3.

2 –й и 3 – й номер а журнала предлагают «Пиры» Андрея Убогого.  Своё произведение автор назвал кулинарный словарь. Это глубоко философская и в то же время удивительно лирическая проза, написанная великолепным русским слогом.

  

№3 (март)

  Родченкова Е. Хата колдуна : рассказ   //  Наш современник. – 2017. - №3.

Рассказ бывшей жительницы Псковской области, ныне петербурженки Елены Родченковой.

 №4 (апрель)

Прилепин З. За нами горы тел кровавых: глава из книги Взвод» // Наш современник. – 2017. -N 4.

В феврале литературную общественность всколыхнуло известие: Захар Прилепин вступил «политруком» в батальон спецназа ДНР. Одни усмотрели в этом проявление редкостного мужества, другие – вызов принципу толерантности. Но и те, и другие восприняли шаг Захара как нечто экстраординарное. Между тем, Прилепин, прежде чем взять в руки автомат, подготовил книгу «Взвод» о литераторах - воинах. «В России с VIII века я насчитал более сотни поэтов и прозаиков, у которых жизнь была напрямую связана с воинской службой»,-писал он. В 4-м номере журнала напечатана глава из этой книги, посвященная Владимиру Раевскому.

   

№5 (май)

 Сегень А. Знамя твоих побед : роман / А. Сегень // Наш современник. –2017. -N 5 - 6.

В 5-м и 6-м номерах журнала вышел новый роман Александра Сегеня «Знамя твоих побед». Это книга о русском человеке, патриоте своей страны, борце, двукратном олимпийском чемпионе Иване Ерыгине. Но главный герой романа –это знамя. Знамя твоих побед, Родина! Знамя победы над Рейхстагом. Иван Ерыгин во время Монреальской олимпиады должен был нести на закрытии красное знамя, потому что с двумя сломанными ребрами победил всех своих соперников и стал Олимпийским чемпионом. И вдруг дошли сведения о том, что знаменосца нашей сборной застрелят. Тогда его все стали отговаривать, предлагать справку от врача и увезти на скорой. Но он даже слышать об этом не хотел, даже несмотря на то, что у него только что родился второй ребенок. «...Ты идешь, ведя за собой спортивную рать, завоевавшую золотые, серебряные и бронзовые награды. Ты –знаменосец, и нет для тебя счастливее минут жизни, чем эти драгоценные и выстраданные мгновения. Ты крепко держишь в вытянутой могучей руке древко, на котором упруго реет красное знамя Родины, озаряющее ее непревзойденную славу».

 

 №6 (июнь)

 Михеенков С. Бессмертный сержант : повесть // Наш современник. – 2017. – №6.

Сергей Егорович Михеенков - российский писатель, журналист, музейщик, историк, биограф маршалов Советского Союза Георгия Жукова, Константина Рокоссовского и певицы Лидии Руслановой. Живёт в г. Тарусе.

В новой книге Сергея Михеенкова повествуется о событиях битвы за Москву в октябре-декабре 1941 года на Серпуховском рубеже.

 

2017

№ 1 (январь)

Малышев И.  Номах: искры большого пожара // Новый мир. – 2017. – № 1.

Игорь Малышев - писатель и музыкант. Автор детских сказок и рассказов. Дипломант премии «Хрустальная роза Виктора Розова» (2008 г.), дважды входил в короткий список премии «Ясная Поляна» (2003, 2009 гг.). В 2009 г. журналом «Новый мир» номинировался на премию «Национальный бестселлер». Текст Игоря Малышева - беллетризованная биография Нестора Махно; по стилистике и по жанровым особенностям она очень похожа на советского писателя Сергея Алексеева (1922-2008), творившего "исторические повествования для детей в новеллах" ("Грозный всадник", "Красные и белые", "Идёт война народная" и др.). Но есть разница: тексты Алексеева были вписаны в советский культурный контекст; они, хоть и были стилизованы под фольклор, но сообщалось в них о вещах достоверных; текст Малышева рассказывает о вещах невероятных, поскольку не "работает с мифом", а "транслирует миф". Роман «Номах» вошел в список финалистов Национальной литературной премия «Большая книга» 2017 года.

  Хафизов О. Грязные девочки :  рассказ // Новый мир. – 2017. – № 1.

Про энергетику 90-х годов, какой она видится из сегодня; про то, как и из чего складывались судьбы нынешних медиазвезд, – рассказ относительно небольшой по объему, но с исключительно емкими по содержанию картинками ушедшей в историю жизни.

 Некрасова Е.  Началорассказы // Новый мир. – 2017. – № 1.

Соединение образных рядов и строя повествования современной прозы со старорусскими, фольклорными почти интонациями.

Фомин С.  Солнечный львенок : рассказы /  вступительное слово Павла Басинского  // Новый мир. – 2017. – № 1.

Фантасмагоричная проза молодого прозаика - «…у Сергея Фомина упругий стиль, «хваткое» перо. Его проза интересно интонационно выстроена. Он порой играет на грани фола, но никогда не падает в пошлость» (Басинский).     

  № 2 (февраль)

  Березин В.  Полотняный завод :  повесть о пляшущем зайце  // Новый мир. – 2017. – № 2.

Новый цикл рассказов писателя с неуемной фантазией: про сглаз и колдовство, про судьбу, про запахи земли из-под подушки, врачующей сны, про русского олигарха, проделывающего долгий путь на Восток за «женщиной, которая лечит» и лечит не только физические недуги; и так далее. 

      

Данилов Д.  Человек из Подольска :  пьеса  // Новый мир. – 2017. - №2.

Писатель, уже закрепивший свой писательский образ в сознании читателя и критики, вдруг выдает текст, вроде как целиком опровергающий освоенный публикой репертуар автора: абсурдистскую пьесу (с абсурдом русским, сегодняшним). Действие пьесы разворачивается в московском отделении полиции, где по одну сторону от стола для допросов задержанный (непонятно за что – не пил, не хулиганил) интеллигент (историк по образованию, редактор газеты, музыкант-любитель), а по другую сторону – грозный, как ему и полагается, российский полицейский (мент)… Но не будет торопиться, достраивая ситуацию и насыщая ее соответствующим содержанием, – действия персонажей действительно выглядят абсурдно, но и с неожиданной – поверх логики и правдоподобия – «жизненной убедительностью».

 Амис Я.  Главный вход : рассказ // Новый мир. – 2017. – № 2.

Рассказ про девочку, которая любила разные сомнительные места и неправильные компании – «В любимом городе Москва есть парк под названием Сокольники, в который во времена моего детства детям из интеллигентных семей ходить запрещалось. Наша семья считалась интеллигентной: дед «мотал четвертак» в Якутии, где «зона» была почти открытой – бежать оттуда было некуда, только лишь в соседнюю «зону» на Колыму или в Янский залив, впадающий в море Лаптевых…»

 Шульпяков Г.   Огонь любви :  две новеллы из романа «Красная планета»  // Новый мир. – 2017. – № 2.

Две «исторические» новеллы, написанные на материале русской жизни шестнадцатого века (смерть царевича Дмитрия и история следствия) и века девятнадцатого – любовная драма как тайная изнанка семейных хроник одного из костромских дворянских родов.

 Жолковский А.   «На грани» и другие виньетки  //  Новый мир. – 2017. – № 2.

Новый цикл новелл, написанный в авторском жанре Жолковского «виньетки», развитие уже знакомых его читателю мотивов: филологические, в науке и в жизни, приключения повествователя; жизнь гуманитарной среды по обе стороны океана, на редкость насыщенная и «многоярусная»; упорное постижение автором непостижимого по определению – природы взаимоотношений мужчины и женщины и т. д. Однако в этой публикации будет дополнительный подарок читателю: Жолковский приоткрывает секреты технологии написания «виньеток», основа которых – «не врать», ну и, как вытекающее из этой установки, наличие особых требований к отбору и монтажу в тексте реальных фактов, к использованию деталей, интонационных жестов и т. д.; потому как автору здесь нужно совместить правду жизни с правдой художественной, что далеко не одно и то же.

 № 3 (март)

 Исаева Е. Тюремный психолог : монопьеса //   Новый мир. – 2017. – № 3.

На первый взгляд, досконально воспроизводится банальная ситуация. Но ценность текста в том, что у него имеется чисто художественный подтекст, смысл которого заключается в том, что нужно остановиться, пока еще не стало поздно.

  Данилкин Л. Владимир Ленин :  глава из книги //   Новый мир. – 2017. – № 3.

Главы про Ленина в 1917 году, о высшей точке в его жизни – приезде в Россию и организации Октябрьского переворота: «Ленин в 17-м — это плутовской роман о приключениях философа в молодой демократической республике. «В такие моменты, как теперь, надо уметь быть находчивым и авантюристом», — говорит Ленин Арманд 19 марта»; «…сюжет о приключениях Ленина выглядит идеальной драматургической конструкцией: эффектная завязка, почти детективная — с погонями, переодеваниями и тревожными паровозными гудками — середина и, наконец, выдающаяся кульминация с триумфальным финалом. Чего в этой редакции было упущено, так это объяснение, каким образом мало кому известный нищий эмигрант, да еще и умудрившийся вызвать ‹…› колоссальный всплеск ненависти по отношению к себе, сумел за семь месяцев превратиться в премьер-министра страны со сто семидесятимиллионным населением. Что заставляло людей — глубоко озадаченных его оскорбительным поведением и эксцентричными предложениями — раз за разом назначать ему следующую встречу?″

  Давыдов Г. Вечер нашей жизни :  рассказ    //   Новый мир. – 2017. – № 3.    

Неожиданный вариант «жизни в искусстве» – повествование о знаменитом актере, кумире 70–80-х годов прошлого века, и о его жене, актрисой так и не ставшей, но присутствие которой рядом – присутствие «душевное», активное – сделало актерскую карьеру мужа звездной.

 Комков В.  Я – немец :  рассказ  //    Новый мир. – 2017. – № 3.

Недетский рассказ про детство – про то, чем приходилось платить за право быть в жизни живым, то есть собой.

 Новиченков А. Три пещерырассказ // Новый мир. – 2017. - №3.

Текст, который потребует от читателя серьезной перестройки своих привычных навыков восприятия художественной литературы. Текст, скажем сразу, не слишком большой по объему, но достаточно емкий и «протяжный» для сумевшего войти в него.

  № 4 (апрель)

 Емельянова Е. Мой золотой Алма-Атинский квадрат :  повесть о жизни // Новый мир. – 2017. - №4.

Из первых рук – автобиографическая проза, повествующая о том, как на самом деле жили советские люди после войны: в каких домах, каких квартирах, на каких улицах, как одевались, что ели, как работали, как выстраивались взаимоотношения соседей, сослуживцев, как отдыхали; автор описывает жизнь центрального района Алма-Аты 50-60-80-х годов.

  Эдин Е.  Глина :  рассказ // Новый мир. – 2017. - №4.

Про почву, на которой один из героев рассказа построил могучий дом для будущей жизни своей семьи, и про его семью.

       Горбунова А.  «Не пишы, шта я богиня»  // Новый мир. – 2017. - №4.

     Собрание короткой гротескно написанной прозы, автор которой поэт и, соответственно, философ. Цитата: «Психоанализ в аду» - "...ни в коем случае не думайте, что если вы в аду, то это значит, что вы в чем-то виноваты, что вы плохой человек, грешник. Ни в коем случае не думайте, что вы попали сюда заслуженно и что во всем этом есть некая неведомая вам логика. Никто не расскажет вам, почему вы сюда попали. Никто не расскажет вам, как отсюда выбраться. Психоаналитики в таком же аду, как и вы. Попробуйте относиться ко всему, что происходит, с простодушием. Вы – в аду. Это – факт. Здесь – плохо. Но не надо это объяснять, интерпретировать, перебирать одну версию своей вины за другой" 

 Аристов С. Мир наизнанку :    главы из книги  // Новый мир. – 2017. - №4-5.

Художественно-документальное исследование жизни в немецких концлагерях – описание того, какие категории граждан содержались в лагерях, архитектура концлагерей, устройство бараков, быт заключенных, одежда, паек, ежедневное утреннее построение «аппель» (по сути – форма селекции), труд заключенных, формы лагерного самоуправления, лагерные бордели, больницы, смертность и так далее - описание, которое, не теряя свой документальности, выстраивает образ человека в неволе в варианте специфическом, порожденном ХХ веком и в известной степени ставшем одним из символов этого века.

 №5 (май)

 Смирнов А. Щит Ареса // Новый мир. – 2017. - №5.

 Повесть из жизни греческих богов, в которой античность и наша современность образуют неожиданное, но вполне органичное единство.  «Когда бы грек увидел наши игры…», сокрушался наш поэт, но как показывает текст Смирнова, ничего бы и не произошло, не сильно бы грек удивился – люди не так быстро меняются. Формы жизни меняются, да. Но не ее содержание. И тогда и сейчас – всё те же политические игры, всё та же воинственная спесь солдафонов (у Смирнова это, естественно, Арес, бог войны, курируемый богиней Эридой, втолковывающей ему, что отныне войны «должны объясняться не жаждой крови и насилия, а борьбой за мир, за процветание и благополучие порабощенных народов….», потому как «говорить одно, а делать другое гораздо интересней, чем говорить и делать одно и то же. На этой вилке и строится всё искусство дипломатии. А хочешь быть честным, иди в подпаски и гоняй овец»); и то же противостояние художника и самодура-заказчика (Гефест и Арес), наконец всё та же непредсказуемость чувств, как, скажем, описываемая здесь любовь Киприды и пса Амура - «Всё было встарь, всё повторится снова». Да и сам язык для описания исторической жизни вполне допускает, как у автора этой повести, сочетание гомеровских гекзаметров с современным политическим жаргоном.

  Пуханов В. Один мальчик :  хроники // Новый мир. – 2017. - №5.

Мини-эпос про «одного мальчика», составителю этого анонса напомнившего кортасаровский цикл про хронопов и фамов (возможны варианты), но эпос абсолютно наш, российский – лирико-философский по содержанию, фейсбучно-хохмистый по форме (хохма на самом деле слово ивритское, означает «мудрость»); Пуханову удалось нащупать и художественно реализовать в этом тексте именно философские потенции сетевого стёба.

 Гоноровский А. Самая маленькая зима :  рассказы // Новый мир. – 2017. - №5.

Традиция русской психологической прозы в сегодняшнем ее варианте.

№ 6 (июнь)

 Козлов В. Рассекающий поле :  главы из романа  // Новый мир. – 2017. - №6.

Поскольку фамилия Козлов у нас в литературе распространенная, –  справка: поэт, критик, литературовед, культуртрегер, редактор журнала «Prosodia» и, как демонстрирует этот текст, прозаик. Стилистика его романа (выбранные редакцией главы дают достаточно полное представление о целом) сориентирована на лирико-философскую прозу; повествование выстраивает мотив «дороги» и «путешественника», молодого человека с гитарой, двигающегося автостопом из Ростова-на Дону в Петербург – именно «путешественника», то есть того, кто, в отличие от «туриста», никогда не знает «когда вернется назад» и «каким вернется». Цитата: "Не кажется ли тебе, Сева, что жизнь складывается из людей, которые тебя случайно подбирают — и тем самым оказываются неслучайными? Вы не выбираете друг друга, вы просто оказываетесь за одной партой, в одной комнате общежития, в одной машине. ... Только в какой-то момент оказывается, что других людей в твоей жизни, в общем, и нет. Но и эти люди — разве они в твоей жизни… Они просто в какой-то момент проживали, крутили баранку рядом. А сейчас и вовсе забавно: они все меня везут — а что делаю я? А я бегу от них, шагаю через них. Они помогают мне оказаться там, куда никто из них даже не думает двигаться".

 Хафизов О. Колонна Брюллова :  рассказ // Новый мир. – 2017. - №6.

Рассказ о мистике войны и о воинской дисциплине, внешней и внутренней. Главный герой рассказа – немецкий солдат, воевавший когда-то на Восточном фронте, при этом художник и ценитель старинной русской архитектуры, человек с духовными запросами, к тому же внимательно относившийся к знакам «оттуда», но остающийся тем не менее прежде всего солдатом.

Словесник: рекомендательный указатель литературы / МБУК «ЦГБ им. М.И. Семевского»; сост.: В.С. Карпицкая, А.С. Фролова . – Великие Луки, 2017. – 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Оценка качества услуг библиотеки

Оставьте Ваш отзыв о качестве работы МБУК «Великолукская центральная городская библиотека им. М.И. Семевского»