Наверх

О Маршаке

3 ноября 2017 года исполняется 130 лет со дня рождения выдающегося советского детского писателя Самуила Яковлевича Маршака, на стихах которого выросло не одно поколение. В русской словесности XX века Самуил Яковлевич Маршак (1887 — 1964) — явление особенное. О его творчестве написаны книги, исследования, диссертации, сотни статей. Среди писавших о Маршаке — Анна Ахматова и Корней Чуковский, Борис Шкловский и Валентин Катаев, Вера Смирнова и Бенедикт Сарнов, Валентин Берестов и Василий Субботин… Список этот, разумеется, можно продолжить. Суть в другом: поэт Маршак до сих пор по-настоящему литературоведами не изучен, а во многом — неведом не только читателям, но и литераторам.

Мало кто знает, что помимо того, что он был известным детским поэтом, переводчиком, он стоял у истоков создания «Детгиза» и занимался развитием детской литературы на протяжении всей своей жизни, понимая её важность в становлении ребёнка как личности.

В Государственном Дарвиновском музее с 14 октября по 17 декабря 2017 года проходит выставка к 130-летию поэта С.Я.Маршака и 100-летию художника В.А.Белышева "Детки в клетке".

Мы надеемся, что предлагаемые материалы о жизни и творчестве С.Я. Маршака будут полезны при организации и проведении «Единого дня писателя - юбиляра в библиотеках Псковского региона».

СОДЕРЖАНИЕ

САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ МАРШАК – ПОЭТ СОВЕТСКОЙ СТРАНЫ……………….с. 2

ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА С.Я. МАРШАКА…………………………………….с. 4

ЗАГАДКИ МАРШАКА………………………………………………………………………с. 6

РЕЧЬ МАРШАКА НА СЪЕЗДЕ ПИСАТЕЛЕЙ «О БОЛЬШОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ»………………………………………………………………………………с. 6

ВИДЕОСЮЖЕТЫ О С.Я МАРШАКЕ…………………………………………………….с. 7

АУДИОМАТЕРИАЛЫ СТИХИ И СКАЗКИ САМУИЛА ЯКОВЛЕВИЧА МАРШАКА...с. 8

МУЛЬТФИЛЬМЫ…………………………………………………………………………....с. 8

МАРШАК НА ВЫРОСТ. Рекомендательный указатель для детей среднего и старшего возраста…………………………………………………………………………с. 8

СЦЕНАРИИ, ВИКТОРИНЫ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ С.Я. МАРШАКА:

ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ С.Я. МАРШАКА…………………………………………..с. 9

«ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ МАРШАК». Утренник…………………………….....с. 9

«МАСТЕР СНОВ И СКАЗОК». Литературный вернисаж по произведениям С.Я. Маршака……………………………………………………………………………………. с.12

 

 

САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ МАРШАК – ПОЭТ СОВЕТСКОЙ СТРАНЫ

 Замечательный поэт советской страны, великолепный мастер стиха, человек высокой культуры и самых разнообразных интересов и знаний — Самуил Яковлевич Маршак всю жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Он подружил их с малых лет с поэзией, с мажорной музыкой стиха, со звонкой рифмой, показал им чудесную силу родного языка, научил радоваться красоте поэтического слова. Он показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно отлично высмеять врага и можно вызвать в человеке раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать.

Маршак сам всей своей жизнью мог быть примером удивительной работоспособности, сосредоточенности, настойчивости и неустанности в труде. Он не терпел пустого времяпрепровождения, не умел отдыхать; самым естественным и приятным для него было — работать. С утра садился он к своему письменному столу, и за полночь не гасла его рабочая лампа. На больших листах бумаги своим крупным красивым почерком он писал стихи и песни, весёлые комедии для театра, статьи для газет и журналов, письма-ответы своим читателям.

А писем было множество. Каждый день почтальон приносил ему приветы со всех концов земли. Из многих стран приходили его собственные книжки, переведённые на разные языки. Иногда к нему в Москву приезжали экскурсии пионеров из разных республик и городов Советского Союза. Для всех он находил время, внимание и ласку.

Почти в конце своей жизни Самуил Яковлевич написал повесть о своём детстве. Он вспомнил маленький городок Острогожск, где провёл свои детские годы, завод, на котором служил мастером его отец, большой пустынный двор, где он играл со своими братьями и сёстрами. Семья была большая и дружная, отец с матерью работали с утра до вечера и старались вырастить детей образованными и трудолюбивыми. Будущий поэт рано полюбил стихи, четырёх лет от роду он уже пытался сам сочинять стихотворные строчки, а в одиннадцать лет, когда стал учиться в гимназии, он уже переводил древнеримского поэта Горация.

А потом неожиданно, как в сказке, судьба его изменилась: он очутился в Петербурге, в северной столице, в большом доме, где бывали самые знаменитые в то время художники, музыканты, писатели. Он увидел великолепные петербургские музеи, бывал на выставках, в концертах, в театрах, учился в лучшей столичной гимназии. Известный критик и искусствовед В. В. Стасов, с виду настоящий русский богатырь с серебряной бородой, полюбил одарённого мальчика и всячески помогал развитию его таланта. Он подарил ему целую библиотеку русских классиков, показывал его стихи Льву Николаевичу Толстому, познакомил его с Шаляпиным и с Горьким. Юный Маршак был слабого здоровья, петербургский климат был ему вреден, и Горький заботливо предложил ему поехать на юг, в Крым, и поселиться в его семье, которая тогда жила в Ялте. Дружба Маршака с Горьким потом продолжалась всю жизнь, и Алексей Максимович очень много помог поэту, когда уже взрослым, после Октябрьской революции, Маршак стал писать для детей и собирать вокруг себя молодых советских писателей, чтобы создавать новые книги для детей Советской страны.

Совсем молодым человеком Маршак поехал учиться в Англию. Чтобы лучше изучить язык, чтобы слышать народную речь, он пешком совершил большое путешествие по английской провинции, жил некоторое время в лесной школе. Живя в Англии, он узнал и полюбил английскую поэзию и начал переводить английских поэтов и народные баллады и песни. Маршак — один из лучших поэтов-переводчиков в нашей стране; его переводы великих английских поэтов Шекспира, Бёрнса впервые по-настоящему открыли нам их поэзию. Он много переводил и других прекрасных поэтов мира — и наших современников и поэтов далёкого прошлого...

Во время первой мировой войны и в первые годы революции Маршак жил па юге России, в Воронеже и в Краснодаре. Здесь было тогда много детей беженцев из тех краёв, которые были заняты немцами, много беспризорных детей. Маршак вёл большую работу по организации помощи детям. В Краснодаре Маршак организовал целый «Детский городок» — классы, мастерские, кружки и, в центре всего этого, детский театр, для которого он сам писал пьесы-сказки. Так началась его дружба с детьми, и он понял, что его настоящее дело в жизни — работать для детей, писать для них книжки, учить их, помогать им расти, радовать их, воспитывать их. Он хотел, чтобы дети вырастали умными, честными, добрыми, смелыми и просвещёнными людьми, чтобы они любили книгу, и книга помогала им жить. Маршак писал сам детские книжки, собрал вокруг себя талантливых писателей и художников и помогал организовать в Советской стране первое в мире издательство детской книги. Он говорил, что в книжке для малышей «каждое слово должно быть взвешено и проверено. Ведь по этим коротеньким книжкам дети учатся мыслить и чувствовать, и говорить».

И в стихах Маршака так точно выбрано и поставлено в строку каждое слово, как тончайший винтик или колёсико в механизме часов. Оттого так чёток, пружинист ритм стиха и так легко и весело произносить вслух эти звонкие строчки. Стихи Маршака — товарищи детских лет советских ребят, они сопровождают ребёнка на всех дорожках его детства; едва научившись говорить, он перелистывает «Детки в клетке», повторяет весёлые сказки, в школе он гордо заучивает наизусть «Наш герб» и «Мистера Твистера», читает «Быль-небылицу» — о дореволюционном прошлом нашей родины, в пионерском лагере он поёт его песни в походах.

Но и выросши, советский человек не расстаётся с любимым поэтом, читая в его переводах стихи Бёрнса и Китса, сонеты Шекспира и задумчивую, классически чистую лирику самого Маршака.

…С.Я. Маршак прожил большую и славную трудовую жизнь, он умер 4 июня 1964 года, работая до последнего дня, в больнице правил корректуры, в последние часы жизни заботясь о том, чтобы с честью отвечать за каждое свое слово.

Родина высоко оценила литературные труды Маршака: он был награжден двумя орденами Ленина, орденом Отечественной войны 1-й степени и другими орденами и медалями, его книги отмечены Государственными премиями. В конце жизни он получил Ленинскую премию за стихи для детей и книгу лирики. Вера Смирнова, детская писательница, литературный критик, мемуаристка

В работе по подготовке юбилейных мероприятий о С.Я. Маршаке вам поможет сайт "Недописанная страница" (о жизни и творчестве Самуила Яковлевича Маршака).

На сайте вы найдете биографию С.Я. Маршака, материалы о его творчестве (алфавитный список стихотворений): его лирику, стихи о войне и мире, сатирические стихи. Там же на сайте размещен фотоархив, информация о родных и близких. В разделе «Издания» размещен «Алфавитный указатель изданий С.Я. Маршака» и «Художники-иллюстраторы книг С.Я. Маршака».

Раздел «О Маршаке» состоит из нескольких частей:

Библиография - научные издания библиографий C.Я. Маршака.

Книги - исследовательские и мемуарные книги о С.Я. Маршаке, размещенные на сайте полностью или частично. В иных случаях дана справочная информация о книге.

Статьи - статьи и главы из книг, имеющие отношение к С.Я. Маршаку.

Рецензии - рецензии на книги С.Я. Маршака и о С.Я. Маршаке.

Предисловия - предисловия к книгам С.Я. Маршака.

Вокруг да около - материалы к истории отдельных произведений С.Я. Маршака.

Произведения С.Я. Маршака нашли отражение в самых разных жанрах искусства. Существуют многочисленные звукозаписи (постановки спектаклей, авторское и актерское чтение стихов), театральные постановки, экранизации, диафильмы. В разделе «В искусстве» представлены «Диафильмы», «Экранизации», «Портреты и шаржи».  Интересны "маршаковские экспонаты" из области филателии и филокартии, их вы найдете в разделах: «Открытки», «Марки, конверты», «Монеты, медали, значки». С многочисленных открыток, почтовых марок и конвертов смотрят на нас известные герои стихов и сказок и сам автор произведений - Самуил Яковлевич Маршак.

 ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА С.Я. МАРШАКА

Своими учителями он по праву считал лучших представителей национальной культуры — Пушкина, Жуковского, Некрасова, Фета, Тютчева. А его любимцами были В. Блейк и В. Шекспир. Творчество Маршака питали разные источники, но главный, без которого оно бы иссякло — фольклор разных стран и народов.

 В поэзии для детей и в его переводных произведениях, в сатирической надписи и в сказке для театра, в философской лирике и в статьях о детской литературе — везде слышится то мелодия народной речи, то знакомый с детства сказочный сюжет, то мудрое рассуждение подстать народной педагогике. Фольклором пронизано всё творчество поэта, начиная от идейного содержания и кончая стилистической инструментовкой произведений.

В поэтическом творчестве С.Я. Маршака отражены принципы таких жанров устного народного творчества, как прибаутки, дразнилки, считалки, потешки, скороговорки. «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке», «Багаж» и «Веселые чижи» (в соавторстве с Д.Хармсом), «Мороженое», «Цирк», «Вчера и сегодня», «Пожар», «Дом, который построил Джек», «Петрушка-иностранец» — это только немногое из написанного в 20-е годы.

Стихотворения цикла «Детки в клетке» — лаконичные, юмористические, игровые. Они невелики по объёму: две, четыре, редко восемь строк. В них даются конкретные, чёткие черты облика или повадок животных. В своих стихах, адресованных детям, Маршак развивает их чувства и разум.

Тема счастливого детства в творчестве Маршака — магистральная, потому что она объединяет основные проблемы: проблемы ребёнка в коллективе, отношений детей и взрослых, природы и нравственности и др. Проходит эта тема через все работы С. Маршака в детской литературе. Маленькие дети у Маршака любознательны и активны, дружелюбны и раскованы. Они увлечённо играют («Мяч», «Усатый-полосатый»), охотно участвуют в делах старших («Разноцветная книга», «Праздник леса», «Круглый год»), готовятся к большой жизни, осваивая мир («Хороший день», «Карусель», «Про гиппопотама», «Великан», «Дети нашего двора»).

Образ движения, роста — характерный для Маршака образ в стихотворениях на тему счастливого детства. Умение видеть перспективу жизни совсем ещё маленького ребёнка, проследить связь детства, отрочества, юности со зрелостью — отличительная черта стихотворений Маршака, посвящённых теме счастливого детства. С именем С. Маршака в детской литературе связано утверждение активной позиции лирического героя — ребёнка.

Кто не знаком с удивительной сказкой «Двенадцать месяцев»? Кому родители не читали в детстве «Кошкин дом»? Или «Багаж» для школьного возраста, на финальных словах которого «Однако за время пути собака могла подрасти» улыбаются и взрослые, и дети? А ещё «Умные вещи», «Рассеянный с улицы Бассейной», «Сказка об умном мышонке» и другие.

ЗАГАДКИ МАРШАКА

Именно загадки Маршака привлекают ребятишек, и те с удовольствием читают их и пытаются разгадать, что же зашифровано в этих строках, о чем идет речь, кто является героем загадок-стихотворений.

Загадки Маршака, которых существует бесчисленное количество, поражают своей неповторимостью, неким замысловатым сюжетом и оригинальностью написания о, казалось бы, совершенно простых и понятных вещах. Но этим-то они и интересны детям.

Несмотря на то что они не очень длинные, смотрятся загадки как самые настоящие литературные произведения, только маленькие. Загадки Маршака для детей — это не обычные вопросы-метафоры. Они представляют собой целые стишки, которые очень просто запомнить. Малыши всегда с удовольствием их читают сами или же слушают, как им читают родители. Нельзя не обратить внимание на тот факт, что авторские загадки Маршака именно маленькие читатели отгадывают намного быстрее, чем их мамы и папы, бабушки и дедушки. Тематика этих загадок самая разная. В них говорится о доме и природе, о человеке и обуви, об игрушках и деревьях, об электричестве и инструментах, о календаре и времени, о спорте и музыкальных инструментах. Продолжать можно ещё очень долго. Но уже стало понятно, что отгадками являются все те предметы, которые всё время окружают нас в повседневной жизни. Правда, есть и такие загадки Маршака, ответы на которые не так легко получить, они довольно нестандартны.

Стиль Самуила Маршака как бы подражает тому, что обычно используют в народных загадках. Только в последних речь идёт, как правило, о человеке, природе, природных явлениях… Загадки Маршака включают самые обычные вещи, которые человек может использовать в быту: очки, молоток, зеркало, входная дверь, мяч, часы, спички, тапочки, велосипед… Автор старался описать их как можно проще, но чтобы малышам было интересно.

Загадки Самуила Яковлевича Маршака с ответами могут предоставить только маленький намёк, используя который, малыш, для того чтобы отыскать правильный ответ, подключает всю свою фантазию, логическое мышление, весь словарный запас, которым он владеет, и все свои небольшие (для взрослого, но значительные для ребёнка) знания.

РЕЧЬ МАРШАКА НА СЪЕЗДЕ ПИСАТЕЛЕЙ «О БОЛЬШОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ»

Измерение роста писателей — дело читателей.

Объяснение социального значения

произведения литературы — дело критики.

М.Горький

 Первый Всесоюзный съезд писателей проходил с 17 августа по 1 сентября 1934 года. За это время прошли 26 заседаний, на которых были заслушаны и обсуждены доклады А.М. Горького о советской литературе, С.Я Маршака о детской литературе, К. Радека о современной мировой литературе и задачах пролетарского искусства, В.Я. Кирпотина, Н.Ф. Погодина, В.М. Киршона о советской драматургии, Н.И. Бухарина о поэзии, поэтике и задачах поэтического творчества в СССР, В.П. Ставского о литературной молодежи страны, К.Я. Горбунова о работе издательств с начинающими писателями, П.Ф. Юдина об уставе союза советских писателей. Было проанализировано состояние литературы в национальных республиках.

Разнообразным был жанровый состав участников писательского форума: прозаиков насчитывалось около 33%, поэтов — 19,2%, драматургов — 4,7%, литературных критиков — 12,7%, очеркистов — 2%, журналистов — 1,8%, детских писателей — 1,3% и т.д.

Творческим методом советской литературы и советского искусства был объявлен «социалистический реализм».

Содокладчик М. Горького — Самуил Маршак рассказал делегатам о наказах от детей и напомнил, что для юных читателей нужно писать самые разные книги: научные, документальные, художественные.

С полным текстом выступления можно ознакомиться по ссылке: http://s-marshak.ru/works/prose/prose06.htm

Источник: Маршак – жизнь и творчество: http://agydar.ru/%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%88%D0%B0%D0%BA-%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D1%8C-%D0%B8-%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE.html

ВИДЕОСЮЖЕТЫ О С.Я МАРШАКЕ

Советуем посмотреть документальные фильмы и видеосюжеты о С.Я. Маршаке:

Самуил Маршак. Гении и злодеи https://www.youtube.com/watch?time_continue=37&v=tg2oDdO6yBQ

Самуил Маршак. Обыкновенный гений

https://www.youtube.com/watch?v=lraE9vG8QCo

Жил на свете Маршак Самуил

https://www.youtube.com/watch?v=pKYacrpwpUc

Познер о знакомстве с Маршаком

https://www.youtube.com/watch?v=wB0EbdY9bWg

Жил на свете Маршак Самуил…

https://www.youtube.com/watch?v=pKYacrpwpUc&t=55s

Самуил Маршак

https://www.youtube.com/watch?v=IKVx9em35M0

Также для подготовки мероприятий будут полезны АУДИОМАТЕРИАЛЫ СТИХИ И СКАЗКИ САМУИЛА ЯКОВЛЕВИЧА МАРШАКА:

https://www.youtube.com/results?search_query=%D1%81%D0%B0%D0%BC%D1%83%D0%B8%D0%BB+%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%88%D0%B0%D0%BA+%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%B8

МУЛЬТФИЛЬМЫ:

https://www.youtube.com/results?search_query=%D1%81%D0%B0%D0%BC%D1%83%D0%B8%D0%BB+%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%88%D0%B0%D0%BA+%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D1%8B

МАРШАК НА ВЫРОСТ. Рекомендательный указатель для детей среднего и старшего возраста

В 2012 году к 125-ти летию С.Я. Маршака Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака издала рекомендательный указатель для детей среднего и старшего возраста «Маршак на вырост» (сост. Коваль Н.В., ведущий методист отдела аналитической, исследовательской работы и библиографии детской литературы).

Содержание указателя:

  • Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964): жизнь и творчество
  • Сказка на сцене: драматургия
  • В переводах Маршака
  • Лирическая тетрадь
  • Книги Маршака на электронных ресурсах
  • Литература о жизни и творчестве С.Я. Маршака
  • Интернет-ресурсы, посвященные жизни и творчеству С.Я. Маршака
  • Алфавитный список произведений, включенных в указатель

 

 

 

 

СЦЕНАРИИ, ВИКТОРИНЫ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ С.Я. МАРШАКА

ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ С.Я. МАРШАКА

Презентация «Наш друг – С.Я. Маршак» (викторина по сказкам С.Я. Маршака): https://infourok.ru/prezentaciya_viktorina_po_skazkam_s.ya.marshaka2-3_kl.-293363.htm

 

«ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ МАРШАК»

Утренник (к 120-летию со дня рождения С.Я.Маршака)

Первомайская детская библиотека

1 вед.:  Дорогие ребята! Давайте вместе вспомним стихи, известные вам с самого раннего детства:

Тили-бом, тили-бом,

Загорелся Кошкин дом...

или:

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда пустился вскач?..

А вы знаете, кто написал эти замечательные стихи? Конечно же, Самуил Маршак. А строки из его стихотворения «Вот какой рассеянный» стали крылатой фразой.

2 вед.:  С.Я. Маршак был не только детский поэт, он был еще и отличный сказочник и драматург, и переводчик.

С.Я. Маршак родился в 1887 году. В ноябре исполнится 120 лет со дня его рождения. Маршак рано полюбил стихи и с четырехлетнего возраста сам пробовал сочинять их! Учился он в Петербургской гимназии. Там С.Я. изучал иностранные языки и занимался переводом иностранных произведений на русский язык.

1 вед.: Когда С.Маршаку было уже 25 лет, в 1912 году, он поехал продолжать свое образование в Англию. Прожил он там несколько лет. Много путешествуя по этой стране, Самуил Яковлевич узнал английскую поэзию и полюбил ее.

Самой первой книгой, которую Самуил Маршак перевел на русский язык, была «Дом, который построил Джек». Это сборник веселых английских народных песенок.

2 вед.: Все, что было создано этим поэтом позднее: сказки, пьесы, загадки, переводы - все это стало настоящим «Домом поэзии Маршака». В этом доме всегда весело и интересно. «Дом поэзии Маршака» населяют разные герои: дама со своим многочисленным багажом:

Дама сдавала в багаж

Диван,

Чемодан,

Саквояж...

мистер Твистер - бывший министр, Робин-Бобин. Здесь шалит Шалтай-Болтай и «тетя Трот и кошка сидят у окошка».

1 вед.: Настало время и нам побывать в этом «Доме».

АНГЛИЙСКАЯ ДЕТСКАЯ ПОЭЗИЯ. Это то место, где живут чудаки, растяпы, трусливые портные. А сколько здесь происходит небывальщины!

Чтец: Три крысы в костюмах и шапках из плюша,

Три утки в соломенных шляпках для суши...

(«Воскресная прогулка»)

2 вед.: Конечно же, никто и никогда не видел крыс в костюмах и, конечно, никто не видел мышей, которые ловят котов:

Чтец: Я видел озеро в огне,

Собаку в брюках на коне,

На доме шляпу вместо крыши,

Котов, которых ловят мыши.

Я видел утку и лису,

Что пироги пекли в лесу,

Как медвежонок туфли мерил

И как дурак всему поверил.

(«Я видел»)

1 вед.: Англичане всегда славились тонким юмором. Они любят забавные истории, всякие небылицы:

Чтец: Играет кот на скрипке,

На блюде пляшут рыбки,

Корова взобралась на небеса.

Сбежали чашки, блюдца,

А лошади смеются: -

Вот, - говорят, - какие чудеса!

2 вед.: В английских народных песенках мы встречаем очень много людей различных профессий - это пекари, кузнецы, портные, пастухи и т.д. О некоторых из них -давайте послушаем:

Чтец: Однажды 25 портных

Вступили в бой с улиткой...

(«Храбрецы»)

Чтец: - Эй, кузнец, Молодец,

Захромал мой жеребец...

(«Кузнец»)

1 вед.: В английской детской поэзии мы встречаем не только рабочий народ, но и самих королей. Вот только занимаются они другими делами, а не правлением страной: король Артур печет пироги, король Пипин строит дворцы из ... сладостей:

Чтец: Артур был славным королем,

Был милостив и строг...

Украл он три мешка муки

На праздничный пирог...

(«Королевский пирог»)

2 вед.: А вот и маленький король Пипин:

Чтец: Король Пипин был очень мал,

Он выстроил дворец

Из торта стены заказал,

А крыша - леденец

Из пастилы сложили печь,

И был дворец готов.

А от мышей его стеречь

Приставили котов.

(«Король Пипин»)

1 вед.: У С.Я Маршака есть очень веселый перевод английского стихотворения «О мальчиках и девочках». В нем он перечисляет предметы, из которых сделаны мальчики и девочки. Давайте послушаем:

Чтец: Из чего только сделаны мальчики?

Из чего только сделаны мальчики?

Из улиток, ракушек

И зеленых лягушек

Вот из этого сделаны мальчики!

(«Из чего только...»)

2 вед.: Человек, которые не умеет смеяться, скажет: «Так не бывает!» Вот потому, что так не бывает, поэтому и смешно.

Чтец: У женщин в нашем городке

По двадцать пальцев на руке,

На каждой ножке 25,

Как сам ты можешь сосчитать.

(«Так ли это?»)

1 вед.: Английская детская поэзия населена разными животными: собачками, кошечками, чаще всего свинками -и с ними происходят различные истории, веселые и грустные:

Чтец: Два маленьких котенка поссорились в углу

Сердитая хозяйка взяла свою метлу

И вымела из кухни дерущихся котят,

Не справившись при этом, кто прав, кто виноват

(«Котята»)

2 вед.: Поэтические переводы Маршака давно стали достоянием мировой литературы. Ведь в этих переводах Самуил Яковлевич сохранил занимательность сюжета, музыкальность и напевность стиха и, конечно же, свой оригинал.

P.S.: В этом утреннике юные артисты инсценировали народную сказку (перевод С. Маршака) «Старуха, дверь закрой!»

Литература:

  1. Маршак, С.Я. Робин-Бобин и другие: избранные переводы. - М.: Астрель, 2002
  2. Маршак, С.Я. Стихи для детей. - М., 1984. - 192 с.
  3. Маршак, С.Я. Плывет, плывет кораблик: англ. детские песенки. - Л., 1991. - 50с.
  4. Маршак, С.Я. Ключ от королевства. - М., 1991. -40с.

 

                                                                                              Составитель: Руденко Г.Н.

                                                                                              2007 год

 

«МАСТЕР СНОВ И СКАЗОК»

Литературный вернисаж по произведениям С.Я. Маршака

Новоржевская центральная районная библиотека

                                                                                 

                                                                       Я думал, чувствовал, я жил

                                                                       И всё, что мог, постичь,

                                                                       И этим право заслужил

                                                                       На свой бесценный миг.

                                                                       С. Маршак «Исчезнет мир в тот самый                                                                            час...»

Большие поэты подобны звёздам: и после того как они угасают, они ещё долго светят людям. Среди таких немеркнущих звёзд советской поэзии - Самуил Яковлевич Маршак.

Много ли найдётся в нашей стране людей, которые не знали бы имени Маршака - его изумительных стихов и поэтических пьес, открывавших новые пути в литературе для детей, его переводов, философской и мемуарной лирики, разящих сатирических стихов.

И читателей у Маршака неисчислимое множество! Его волшебные стихи читают или повторяют наизусть и маленькие, и те, кто постарше, и взрослые люди, и кто ещё не умеет читать. Читают на самых разных языках, читают люди всех цветов кожи.

Для детей, которые ещё не умеют читать, Маршак создавал книжки-картинки: во всю страницу рисунок, а под ним стихи.

Вот, например, огромный слон во всю страницу, а под ним стихи:

Дали туфельку слону.

Взял он туфельку одну

И сказал: - нужны пошире,

И не две, а все четыре.

Или: на рисунке - тигр, а под ним всего две строчки:

Эй, не стойте слишком близко,

Я тигрёнок, а не киска!

И ребёнок смотрит на рисунок, слушает стихи и узнаёт не только то, как называется этот зверь, но и получает информацию о нём, а также приучается читать книги.

В стихах Маршака всегда что-то происходит. Вот, к примеру, неожиданно в нашу холодную северную страну попала обезьянка из знойной далёкой Африки. А попала она сюда очень просто:

Приплыл по океану

Из Африки матрос,

Малютку обезьяну

В подарок нам привёз.

В стихотворении обезьянка вспоминает свою родину, своих сородичей, говорит о том, какую пищу, она любит - «Чудесные бананы на Родине моей...» и дети получают представление о жизни обезьянок.

Или другое стихотворение - «Мяч».

Жёлтый, красный, голубой

Не угнаться за тобой

Покатился в огород,

Докатился до ворот,

Подкатился под ворота,

Добежал до поворота,

Там попал под колесо,

Лопнул, хлопнул - вот и всё!

Это стихотворение можно использовать и как считалку.

Своим замечательным поэтическим даром Маршак щедро делится и с детьми, и с взрослыми.

А родился поэт в городе Воронеже 4 ноября 1887 года в семье мастера-химика. Его отец был изобретателем-самоучкой и поощрял в своих детях стремление к знаниям. Стихи сочинять Маршак начал с 4-х лет. К 11 годам им уже были написаны несколько длинных поэм, в том же возрасте он перевёл на русский язык оду Гарация, древнеримского поэта.

Когда поэту было всего лишь 12 лет, судьба свела его со знаменитым русским критиком и искусствоведом В.В. Стасовым, который пламенно любил русскую литературу и искусство, и всю жизнь выводил в люди талантливых самородков, встречающихся ему на пути.

При первом же знакомстве Стасов повёл Маршака в книжный магазин и купил ему книги русских классиков. А через несколько месяцев Маршак переезжает в Петербург, где Стасов устраивает его в лучшую гимназию, водит в музеи, на выставки картин, на концерты знаменитых музыкантов. Много времени Самуил Маршак проводит в петербургской Публичной библиотеке, где работал Стасов.

Тогда же поэт знакомится со знаменитыми поэтами, художниками и музыкантами.

Близкое участие в судьбе одарённого юноши принял A.M. Горький. В 1904- 1906 годах Маршак живёт в семье Горького в Ялте, учится в Ялтинской гимназии. Вскоре он уезжает в Англию завершить своё образование, учится в Лондонском университете, путешествует по стране, работает над переводами английских народных баллад.

Перед началом Первой мировой войны, в 1914 году, Маршак возвращается в Россию. В годы первой мировой много сил отдаёт организации помощи малолетним сиротам и беженцам. В 1920 году, находясь в Краснодаре, организует и возглавляет «Детский городок» - целый комплекс детских учреждений: школу, библиотеку, кружки, детский театр - один из первых в России. Для этого театра он пишет пьесы - сказки по мотивам устного народного творчества.

В 1921 году Маршак переезжает в Ленинград, работает в Театре Юного Зрителя, издаёт свои первые сказки в стихах: «Сказка о глупом мышонке», «Пожар», «Мороженое», «Цирк», «Вчера и сегодня», «Багаж», «Дом, который построил Джек», «Петрушка - иностранец» и другие.

И сейчас мы с вами попробуем отгадать викторину «Загадки С.Я. Маршака»:

 1.Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами

На глазах по колесу

И сиделка на носу.

(Очки)

2.Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт

И никуда я не иду

Покуда он идёт

(Дождь)

3.Синий домик у ворот

Угадай, кто в нём живёт

Дверца узкая под крышей -

Не для белки не для мыши,

Не для вешнего жильца,

Говорливого скворца.

В эту дверь влетают вести,

Полчаса проводят вместе.

Вести долго не гостят –

Во все стороны летят.

(Почтовый ящик)

4.Принялась она за дело,

Завизжала и запела.

Ела, ела

Дуб, дуб

Поломала Зуб, зуб.

(Пила)

5.Всегда шагаем мы вдвоём,

Похожие как братья.

Мы за обедом под столом

А ночью - под кроватью.

(Ботинки)

  1. Спозаранку за окошком –

Стук и звон и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома.

Добегают до окраин,

А потом бегут назад.

Впереди сидит хозяин

И ногою бьёт в набат.

Поворачивает ловко

Рукоять перед окном

Там, где надпись «остановка» -

Останавливается дом.

То и дело на площадку

Входит с улицы народ.

А хозяин по порядку

Всем билетики даёт.

(Трамвай)

7.Бьют его рукой и палкой,

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А зато, что он надут!

(Мяч)

8.Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

Его в меха одели.

(Лес)

9.Была зелёной, маленькой,

Потом я стала аленькой.

На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая.

Держась рукой за тросточку,

Тебя давно я жду.

Ты съешь меня, а косточку

Зарой в своём саду.

(Вишня)

В стихотворениях для детей тема счастливого детства развивается на всем протяжении творческого пути поэта. Маленькие дети у Маршака любознательны и активны, дружелюбны и раскованы. Они увлечённо играют, охотно участвуют в делах старших, готовятся к большой жизни, осваивая мир.

 Маршак утверждал, что у человека должно быть два возраста - один тот, в котором он находится, а другой - тот, который соответствует его характеру. В характере самого Самуила Яковлевича Маршака всю его жизнь присутствовала детскость. Не случайно он так любил сказки и так ярко использовал сказочные сюжеты в своём творчестве. Вы все знаете сказки «Теремок», «Кошкин дом», «Сказка про козла», «Умные вещи» и т.п.

Сейчас мы проверим как вы знаете стихи С.Я. Маршака. Закончите стихотворение:

  1. Пароход за пароходом

Он выводит в океан.

И растёт он с каждым годом –

Этот славный .. .(великан )

  1. Он отправился в буфет

Покупать себе билет

А потом помчался в кассу

Покупать бутылку    (квасу)

  1. Дрался Гришка с Мишкой,

Замахнулся книжкой.

Дал разок по голове

Вместо книжки стало   (две)

  1. Я сегодня инвалид

У меня живот (болит)

  1. Взять домой и молоко

Захотелось Ване

Да его не так легко

Унести в   (кармане)

  1. Не хотел котёнок мыться -

Убежал он от корытца,

И в углу за сундуком

Начал мытья   (языком)

  1. Шофёру жалуется мать:

            - Ну вот, пропал Серёжа.

А Петя стал его искать

И потерялся (тоже)

  1. Топорище пополам,

А на лбу остался (шрам)

  1. В темноте увидел Петя

Ступу с бабою Ягой.

Оказалось на рассвете -

Это печка с (кочергой).

Самуил Яковлевич Маршак всегда жил одной жизнью с народом. В первые же дни Великой Отечественной войны, по воспоминаниям художников Кукрыниксов, на квартиру к ним пришёл Маршак и стал горячо говорить о том, что необходимо заставить воевать стихи и рисунки. И уже на следующий день они трудились: художники рисовали карикатуры, а Самуил Яковлевич писал к ним сатирические стихи, высмеивающие врага, вселявшие в людей бодрость и веру в победу:

Кличет Гитлер Риббентропа,

Кличет Геббельса к себе:

- Я хочу, чтоб вся Европа

Поддержала нас в борьбе!

- Нас поддержит вся Европа!

- Отвечали два холопа.

*****

Дом железный соберём

Для мартена и вагранки,

Чтобы вражеские танки

Превратить в железный лом!

*****

Враги кричали: «Нет конца

У Ленинградского кольца!»

Мечом рассёк его боец

- И вот кольцу пришёл конец.

В самые трудные дни Великой Отечественной войны Маршак написал пьесу-сказку «Двенадцать месяцев». Своим произведением он заставил людей поверить, что в жизни случаются чудеса, надо только быть честным, храбрым, умным и добрым, и только тогда и для тебя расцветут в январе подснежники.

В 1946 году за пьесу «Двенадцать месяцев» автор был удостоен Сталинской премии.

А теперь мы с вами попробуем исправить ошибки в стихах Маршака. Я буду зачитывать, а вы должны исправить ошибку.

  1. Эй, не стойте слишком близко –

Я рысёнок, а не киска! (тигрёнок)

  1. Рвать цветы легко и просто

Детям крошечного роста,

Но тому, кто так высок,

Нелегко сорвать цветок! (Маленького)

  1. Дали тапочки слону.

Взял он тапочку одну

И сказал: «Нужны пошире,

И не две, а все четыре»! (туфельки)

  1. - Где обедал соловей?

В зоопарке у зверей. (воробей)

Поэтические шедевры Маршака покоряют, радуют, воспитывают, учат любить жизнь, трудиться, творить для народа. За последнюю книгу «Избранная лирика» и стихи для детей он был удостоен Ленинской премии.

... 4 июля 1964 года на 78-ом году жизни перестало биться сердце поэта. За сутки до своего ухода, лёжа на больничной койке, Маршак редактировал свой последний сборник стихов, которому суждено было быть его посмертной книгой.

Прошло много лет после смерти Самуила Яковлевича Маршака, но его произведения для детей живут, переиздаются не только в нашей стране, но и за рубежом. Поэт и сейчас в едином строю с теми, кто создаёт общую мировую литературу для растущего поколения.

 

Читатель мой особенного рода,

Умеет он под стол пешком ходить,

Но радостно мне знать, что я знаком

С читателем двухтысячного года!

 

Использованная литература:

  1. «Детская литература» - М: Просвещение, 1985.
  2. Агатов М.В. «Об авторах ваших книг» - М: Мол. Гвардия, 1972.
  3. «И словом и делом» Разработка Жадрицкой библиотеки о Маршаке.
  4. «Советские писатели: автобиографии в 2-х томах т.2 - М: Художественная литература, 1959...
  5. Маршак С.Я. «Собрание сочинений в 4-х томах. Том 1 - М: Правда,

1990.

                                                                                                                      2014 год.

 



Оценка качества услуг библиотеки

Оставьте Ваш отзыв о качестве работы МБУК «Великолукская центральная городская библиотека им. М.И. Семевского»