Наверх

«Интеллект, творчество, библиотека» : Программа

1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами

Поступательное развитие страны по пути модернизации зависит от того, какое поколение придет на смену ныне активно работающему сегодня населению. А интеллектуальный потенциал общества во многом будет определяться тем, как мы   сумеем  способствовать интеллектуальному и творческому развитию молодежи, выявлять  интеллектуально продвинутую молодежь и работать  с ними.

Интеллектуально-продвинутая молодежь:

  • имеет более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
  • имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
  • испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Условно можно выделить следующие категории старшеклассников:

1. С необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

2. С признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

3.  С высокими творческими (художественными) способностями.

4.   С высокими лидерскими (руководящими) способностями.

5. Старшеклассники, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью,  оригинальностью мышления и психического склада.

 Старшеклассники, являясь  пользователями  библиотек,  хорошо владеют новыми информационными и телекоммуникационными  технологиями, читают не только традиционные, но и электронные книги,  т.е. их можно назвать современными пользователями.  Однако все же чтение  этой группы является узко направленным и ориентировано, в первую очередь, на освоение учебных программ по определенным предметам. После окончания школы читателями библиотек остаются далеко не все выпускники. Примечателен тот факт, что старшеклассники, которые вовлечены в организационную, творческую работу библиотеки, являются более активными читателями, чем их сверстники, не принимающие в ней участие. Негативно влияет на читательскую активность в библиотеке тот факт, что в библиотеках недостаточно новой литературы, практически отсутствует пространство для их  самореализации. В библиотеке семейного чтения читают …старшеклассников, что составляет ...%, налажено  взаимодействие с МОУ «Средняя школа №12» и «Средняя школа №13», Школой искусств, клуб «Атма». В библиотеке работает клуб по интересам «Лад», который посещают и старшеклассники. Для этой группы пользователей библиотекари  проводят многочисленные мероприятия, которые способствуют развитию интеллектуального и творческого  потенциала молодежи. В библиотеке имеется 1 ПК и копировально-множительная техника, выход в Интернет, электронная почта. Этого явно недостаточно для того, чтобы библиотека стала привлекательным местом для молодых пользователей.

Поэтому представляется чрезвычайно важной работа с высокомотивированными старшеклассниками школ микрорайона, в тот период, когда значение интеллектуального и творческого потенциала в обществе возрастает. Работу с этой группой читателей   нужно организовывать по-новому, на  современном  уровне. Этому будет способствовать разработанная в библиотеке программа «Интеллект, творчество, библиотека».

Профессионализм и ответственность коллектива, забота библиотекарей о будущем молодежи  являются гарантом реализации данной программы.

 

2.Цели и задачи программы 

      

Цель: модернизация работы библиотеки для того, чтобы в ней были созданы соответствующие условия  для  разностороннего интеллектуального и творческого  развития  старшеклассников на основе их включения в разнообразную познавательную и творческую деятельность,  подготовку к успешной социализации путем взаимодействия со школами микрорайона.

 Задачи:

       -раскрытие интеллектуального потенциала старшеклассников микрорайона;

       -становление и развитие нравственных критериев личности;

       -гражданское и духовное взросление;

       -возрождение интереса к чтению;

       -развитие информационного обеспечения на базе традиционных и новых информационных технологий;

       -воспитание информационной культуры;

       -развитие партнерских связей.

   

  Региональная значимость проекта (программы)

Программа «Интеллект. Творчество. Библиотека» -партнерский проект, который будет способствовать объединению усилий по решению проблемы развития интеллектуального уровня, а также творческих способностей старшеклассников микрорайона города. Опыт работы по проекту можно будет использовать как на городском, так и на областном уровне.

 

  Социальная значимость проекта (программы)

От интеллектуального и творческого уровня молодежи, которая придет на смену сегодняшнему поколению зависит будущее нашей страны. Поэтому данный проект носит социальный характер. Библиотека микрорайона города  внесет  свой вклад в решение некоторых из них.

        

        

3. Методы осуществления программы

  • Социологические и маркетинговые исследования;
  • Конкурсы;
  • Выставки;
  • Интеллектуальные игры;
  • Конференции;
  • Семинары;

 

4. Участники программы:

  • старшеклассники школ микрорайона;
  • старшеклассники, обучающиеся в  учреждениях дополнительного образования;
  • старшеклассники - участники детских творческих объединений;
  • педагоги;
  • родители;
  • специалисты по направлениям деятельности

 

5.Партнеры

  • МОУ «Средняя общеобразовательная школа №12»
  • МОУ «Средняя общеобразовательная школа №13»
  • Детская школа искусств
  • Городской клуб «Атма»

 

6.Сроки реализации программы

-          подготовительный этап (февраль-март 2011 г.);

-          основной этап (с апреля 2011 – 2012 гг.);

-          заключительный этап (январь-март 20013 г.).

 

7.Технологии, используемые в реализации программы:

  • информационно-коммуникационные технологии;
  • метод проектов;
  • технология мастер-классов.

 

8. Перечень разделов программы

  • социологические и маркетинговые исследования
  • работа с библиотечным фондом
  • информационно-библиографическая работа
  • основные мероприятия
  • методическое обеспечение

 

8.1.Социологические и маркетинговые   исследования

№ п/п

Наименование мероприятий

Срок

Ответственные

1.

Заседание временного творческого коллектива. Уточнение тематики исследований, определение методов сбора информации, целей и задач

Февраль 2011г.

Зав. библиотекой

2.

Маркетинговое исследование «Библиотека, необходимая молодежи»

III кв.

2011г.

Зав. библиотекой

3.

Социологическое исследование «Старшеклассник. Книга. Компьютер»

I кв. 2012г.

Зав. читальным залом

4.

Социологическое исследование «Молодежный образ жизни»

IV кв.

2011г.

Зав. абонементом

5.

Блиц-опрос «Лучшая книга года»

I кв. 2012г.

Зав. абонементом

 

                           8.2.Работа с фондами

№ п/п

Наименование мероприятий

Срок

Ответственные

1.

Пополнение фонда с учетом результатов социологических и маркетинговых исследований, изучения состава фондов

Весь период

Зав. ОКИО ЦГБ

2.

Выявление высокохудожественных произведений для рекомендации старшеклассникам

Весь период

Зав. библиотекой

 

3.

Использование современных способов расстановки фондов и организации библиотечного пространства (зонирование, зеленые уголки, уголки отдыха и т.д.)

Весь период

Зав. библиотекой

 

4.

Создание в фондах тематических комплексов для старшеклассников, тематических выставок и стеллажей

Весь период

Зав. библиотекой

 

5.

Использование для комплектования внебюджетных  средств

Весь период

Зав. библиотекой

 

6.

Привлечение спонсорских средств и даров населения

Весь период

Зав. библиотекой

 

 

8.3.Информационно-библиографическая работа

№ п/п

Наименование мероприятий

Срок

Ответственные

1.

Создание Базы данных «Молодежь нового тысячелетия»

2012г.

Зав. сектором

2.

Организация виртуальной справочной службы по проблемам молодежи на сайте МУК «ЦГБ им. М.И.Семевского»

2012г.

Зав. сектором

3.

Организация и работа  школы информационной культуры для старшеклассников

2012г.

Зав. сектором

 

8.4.Основные  мероприятия

№ п/п

Наименование мероприятий

Срок

Ответственные

1.

Проведение тренинга «Гонка за лидером»

 

 

2.

Проведение среди старшеклассников конкурса социальных проектов «Микрорайон»

 

 

3.

Проведение фестиваля интеллектуальных игр в микрорайоне «За страницами учебника»

 

 

5.

Проведение научно-практической конференции «Грани творчества и интеллекта» (исследовательские и творческие работы)

 

 

 

6.

Подготовка электронного сборника лучших исследовательских и творческих работ участников   конференции «Грани творчества и интеллекта»

 

 

7.

Выпуск компьютерного журнала «Пульс»

 

 

8.

Проведение творческого поэтического конкурса «Дансинг поэзии»

 

 

9.

Организация виртуальной выставки  «Интеллект- это здорово»

 

 

10.

Проведение конкурса на лучшую иллюстрацию к художественному тексту

 

 

11.

Проведение конкурса на лучший анализ художественного текста

 

 

12.

Проведение конкурса юных фотолюбителей

 

 

13.

Проведение индивидуальных мастер-классов великолукских литераторов с талантливыми юными поэтами

 

 

 

 

 

8.5.Методическое обеспечение

№ п/п

Наименование мероприятий

Срок

Ответственные

1.

Издание методических материалов Молодежный лидер – кто это?

 

 

2.

Проведение семинаров для библиотекарей, работающих с юношеством

 

 

 

9.Результаты работы по программе

Реализация программы будет способствовать:

  • созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала старшеклассников;
  • гражданскому и духовному взрослению юношества;
  • возрождению интереса к чтению;
  • развитию информационного обеспечения на базе традиционных и новых информационных технологий;
  • воспитанию информационной культуры.
  • дополнительной рекламе библиотеки, формированию ее положительного имиджа, укреплению взаимодействия с организациями-партнерами;

 

 

 

 

 

 



Оценка качества услуг библиотеки

Оставьте Ваш отзыв о качестве работы МБУК «Великолукская центральная городская библиотека им. М.И. Семевского»